Никого над нами, кроме Творца!
Среда, 24/04/2024, 22:00
Гость | |
Орден Хранителей Знаний
Главная | Публикации | Регистрация | Вход

Меню сайта
Школа Магии Школа Магии
Информационный блок
****
Если Вы не можете войти,не можете зарегистрироваться, не работает аккаунт или не получается попасть на Цитадель, свяжитесь пожалуйста с администрацией.
С администрацией можно связаться по почте: orden.hraniteley.znaniy@gmail.com
Для отправки сообщения можно также воспользоваться
"обратной связью".

Так же стоит ознакомится с FAQ по сайту где вы можете найти ответы на вопросы, часто возникающие в ходе использования сайта.
"FAQ".

****

☽◯☾ Хотите обучится рунической магии и мантике,а также работе с глифами?☽◯☾
☽◯☾ Записывайтесь на обучение☽◯☾
"Обучение рунной магии"

****

Хотите обучится магии?
"Обучение: наши Школы и Курсы разных направлений"

****

У нас Вы можете пройти инициацию в Живу.
У нас Вы можете пройти инициацию в Рейки.
"Энергетические настройки и инициации"

****


История Рунической Традиции (I)
***Ввиду проводимых автором углубленных проверок ряда источников, выявления не вполне адекватной информации в некоторых из них, а также желания дополнить работу новым редким материалом, в обозримом будущем планируется капитальная серия правок по всей работе. Некоторые разделы будут переделаны, другие перенесены, разделены и даже созданы новые. Также будут перерисованы несколько рисунков, в т.ч. аллографы рун последних двух таблиц. Правка проводится в несколько этапов.

Фрагмент работы "История рунической традиции (I)" исправлен. В комментариях я (автор) буду освещать, чего коснулись правки.


1-й этап завершен. Он охватил темы от начала работы до нового раздела "Тайнописи" включительно, т.е. фрагменты работы "История рунической традиции (I)" и "История рунической традиции (II)".
2-й этап завершен. Он охватил часть работы под названием "История рун, ХХ в.", т.е. фрагменты работы "История рунической традиции (III)" и "История рунической традиции (IV)".


ОГЛАВЛЕНИЕ


От автора

I. Понятие о рунах и футарке

1. Что такое руны и футарк, структура футарка
- понятие о рунах
- Футарк и его структура
- Составные элементы рун

2. Возникновение рунописи, старшие и младшие футарки
- начало существования рунописи
- футарки старшие и младшие, знаки для рунического письма

II. История рунописи до ХХ в.

1. Древнейшие свидетельства существования рун, 1-3 вв.

2. История рун, 4-6 вв.
- руны на оружии
- руны на камнях
- руны на предметах быта
- рунические медальены – брактеаты
- рунические кольца
- готский алфавит
- первые значительные перемены в рунописи

3. История рун, 7-9 вв.
- рунические клинки
- рунические камни
- иные рунические артефакты
- кольца с руническими надписями
- Огам, его знаки и алфавит
- Орхоно - енисейские руны

к следующей части>

ОТ АВТОРА


Автор данной работы на момент ее публикации известен на форуме сайта "Феникс в хрустальной темнице" под ником Ваавит. Эта работа уже публиковалась на ином сайте и не исключено, что ее успели скопировать в места, автору неизвестные. Теперь она публикуется на этом интернет-ресурсе. Разумеется, автор оставляет за собою право публиковать данную работу в других местах, если посчитает нужным, а также дополнить или переработать ее.

Используя материалы из литературы и всемирной сети, а также познания, переданные от других рунологов лично, автор решил осветить в работе азы рунологии, структуры рунных алфавитов и строение рун, дошедших до нас из различных регионов и эпох. До читателя доносятся интересные факты, малоизвестные сведения, различные точки зрения и теории, связанные с рунической традицией. В работе освещена эволюция рун и рунописи от истоков и до наших дней, обращается внимание на древние артефакты и старинные письмена, развенчан ряд мифов и заблуждений, которыми изобилуют современные источники.

При составлении работы использовались материалы, взятые из многочисленных интернет-ресурсов и трудов таких исследователей, как Л.Л. Кораблев, Е.А. Мельникова, А.И. Корсун, М.И. Стеблин-Каменский, Н. Пенник, а также других ученых, практикующих рунологов и последователей Рунической Традиции.

Данная статья носит скорее теоретический характер и не уделяет особого внимания практическому использованию рун, т.к. рассчитана на широкую аудиторию. Она создана для людей, интересующихся рунами, их историей, многообразием, эволюцией и самой Рунической Традицией, связанной с Друидизмом. Здесь могут найти для себя интересные материалы историки, археологи, краеведы, лингвисты, семиологи (исследователи символики) и начинающие рунологи.

При написании своей работы автор старался проверять материалы, смерять схожую информацию между различными источниками, велся поиск нераспространенных, но верных сведений по тематике работы. В своей "Истории рунической традиции" автор старался придерживаться научно-популярного стиля.

I. ПОНЯТИЕ О РУНАХ И ФУТАРКЕ


1. ЧТО ТАКОЕ РУНЫ И ФУТАРК, СТРУКТУРА ФУТАРКА


Понятие о рунах.


Что бы лучше понять значения рун в рунической традиции, разберемся, откуда произошло это название. Предположений в этому поводу несколько.

Есть теория, по которой слово «ру́на» (англ. «rune») происходит от древнескандинавского и англосаксонского слов «run», древнеисландского «runar» и древненемецкого «runa», содержащих германский корнень ru, также эти слова соотносят с готским словом «runa», означающим «тайна» и древненемецким runen (совр.raunen), означающим «таинственно шептать».

Некоторые исследователи связывают название «руна» с иными языками. К примеру Найджел Пенник усмотрел связь с древне-кельтским «run» и валлийским «rhin» – оба слова означают «шепот». Более того, Пенник указывает, что «run» в ирландском языке значит «тайна», а в шотландско-гэльском - «жребий».

А исследователи Р. Моррис и Э. Антонсен в 1989 году предположили, что название «руна» в древних языках может быть связано с индоевропейским корнем «run», что значит «царапать», «делать насечки».

Также в начале XX в. появилось предположение, что «руна» связана с глаголом «ранить», т.е. вырезать. Но автору этой работы по его субъективному мнению последнее предположение кажется неправдоподобным.

Каким бы не было бы происхождения данного слова, ясно, что руны для древних народов северной половины Европы имели сакральное, священное значение.

С современной научной точки зрения рунами называют письменность древних германцев, употреблялась с I—II по XII век на территории современных Дании, Швеции и Норвегии, по X—XIII век в Исландии и Гренландии, а в шведской провинции Даларна вплоть до XIX века. Т.е. рунами являются графически выполненные знаки, символы, использующиеся для фиксации на письме элементов речи, мыслеформ, как простых (буква), так и сложных (детализированный объемный мыленный образ, и даже семейство образов).

К отличительным чертам рун относят стиль шрифта и выполнения надписи. Руны в основном состоят из прямых линий, образуя фигуры, которые несложно было выполнить мастеру на твердом материале без наличия качественного инструмента. Потому их элементы (прямые, а в поздних вариантах дуги) так и называют – резы. Их вырезали на кости, металле, дереве острыми предметами, а также выбивали на камне. Ввиду способа нанесения руны получались грубоватыми. Поэтому к рунам причисляются знаки, выполненные таким способом и выглядящие соответственно, а также знаки, которые развились из них исторически. Позднее руны стали писать на пергаменте и бумаге, составляя даже рунические книги. Что позволило использовать вариации рун более сложной формы.

На данный момент только одна руническая письменность, которая действительно признанна наукой, как руническая, на основе данных археологии - ряд вариаций древнегерманских и скандинавских рун, а также руны, возникшие из них. Существование именно рун у других народов находится под большим вопросом.

Футарк и его структура.

В наборе рунических знаков каждая руна занимала в определенную позицию, и вместе они образовывали рунический ряд, обычно называемый «футарком» соответственно последовательности его первых шести знаков (fuÞark). Т.е. рунический алфавит назван по тому же самому принципу, что и "алфавит", "abc", "азбука" - Феху, Уруз, Турисаз, Ансуз, Раидо и Кано являются первыми его шестью буквами (рунами).

Сегодня название «Футарк», пишущееся через "т", прижилось и стало общепринятым, но следует помнить, что руну Турисаз правильнее соотносить не с "т", а с буквенным сочетанием "th", фигурирующем в англ. языке. Иногда ее соотносят с "d"("д"), тем не менее буквосочетание "th" точнее передает звучание руны. Звук "д" передается иной руной - Дагаз. Таким образом не будет ошибкой назвать рунический алфавит Futhark и допустимо, хотя не до конца корретно называть Fudark, но эти варианты названия практически не используют.

Существует большое количество вариаций футарков, среди которых выделяют старший и младшие. В "Истории рунической традиции" мы рассмотрим многие из них.

Футарк состоит из трех подразделов - эттиров или аттов ((исл. Ættir — эттир, норв. Ætt — атт)). В всех аттах старшего футарка по 8 рун, итого 24 руны составляют этот рунический алфавит.

Принято считать, что каждый атт посвящен определенному Асу (скандинавскому богу): первый Фрейру/Фрейе, второй Хеймдаллю, третий – Тюру. Такое посвящение происходит от посвящения первой руны в атте. На счет второго атта, сомнительно, что на самом деле древнескандинавский бог по имени Хеймдалль как-то связан с данной частью Футарка. Тем более очень сомнительна его связь с первой руной второго атта Хагалаз. Скорее современные исследователи приписали Хеймдалля к 2-му атту без весомого научного обоснования, лишь из-за первых букв Х в названии руны и в имени аса. Часто второй атт называют просто атт Хагалаз.

Составные элементы рун.

Выделяют два основных типа элементов рунической графики — т. н. «ствол» (длинная вертикальная линия) и отходящие от него короткие косые линии «ветви» («уголки») в различных комбинациях. Ствол с ветвями можно увидеть в рунах Ансуз, Вуньо, Наутиз, Лагуз и прочих. «Ветви» могут образовывать руну и без ствола, примерами таких рун есть Кано, Йера, Одал. Есть руны с несколькими вертикальными чертами, соединенными ветвями, но в таком случае вертикальные элементы не называются стволами, например Хагалаз, Манназ, Эхваз и др. Также существуют руны, где сложно сказать, стволовая она или нет (Раидо, Турисаз, Перт и т.д.), где с одной стороны ствол есть, а с другой графически «ветви» слишком неуравновешенны относительно ствола.

В более поздних вариантах рунических алфавитов традиционные прямые линии могут изменяться в дуги, точки, искривленные риски и т.п.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУНОПИСИ, СТАРШИЕ И МЛАДШИЕ ФУТАРКИ


Начало существования рунописи.


Учитывая время, которым датируются древнейшие рунические находки, принято считать, что рунический алфавит возник в I-II вв. н. э. на основе одного из южноевропейских алфавитов. Какого именно — остается спорным. Исследователи склонялись к различным противоречивым теориям возникновения Футарка, таким, как рождение его на основе латинских или греческих букв.

В дальнейшем наибольшее число сторонников завоевала теория норвежского рунолога К. Марстрандера. Согласно данной теории, руны могут быть возведены к группе североиталийских алфавитов, употреблявшихся в течение нескольких столетий до н. э. и ставших известными германцам от кельтов. Однако прямой прототип рунического письма не был установлен. В последние десятилетия были выявлены и детально описаны принципы начертания рун, и ученые снова рассматривают латинское письмо, как возможного предка Футарка.

Благодаря археологическим исследованиям последних нескольких десятилетий, рунологам удалось отодвинуть гипотетическое время возникновения старших рун с II-III века н.э., до первой половины I века н.э. но эта цифра предположительная и спорная.

Аналитическим путем был выведен протогерманский язык, писменностью которого на поздних этапах являлись руны. Теоретически протогерманский (некоторые именуют его "койн") существовал и развивался в промежутке от 500 года до н.э. до 500 года н.э. Часть периода времени совпала с частью временного промежутка использования старших рун.

Есть вероятность, что руны были и до первого века, однако археологических свидетельств нет.
Во всяком случае рунический алфавит по своей структуре сильно отличается от всех других, и это отличие пока не нашло научного объяснения. Есть мистическое – что руны футарка являются мироописательной системой и пришли людям свыше.

Несмотря на то, что почти не сохранилось старшерунических надписей на деревянных предметах, предполагается, что именно дерево было тем первоначальным материалом, на который наносились руны: на это указывает характерная заостренная и угловатая форма рунических знаков, избегающих горизонтальных и округлых линий.

Футарки старшие и младшие, знаки для рунического письма

А вот, собственно, и старший футарк на рисунке 2.1, первый и главный рунический алфавит, преобразовавшийся в будущем во множество исходивших из него и из друг друга вариаций – младших футарков.


Рис. 2.1 Старший футарк


В начале существования футарков имелась особенность, весьма распространенная среди старых языков, не обошедшая стороною и рунопись: пробел в руническом тексте вообще не использовался, текст писался слитно. Лишь со временем пропуск между словами начал использоваться, причем пробелов в тексте могут быть даже излишки, ими могут разбиваться двуосновные слова.

Часто вместо пробела использовалось вертикальное двоеточие. Также можно встретить крестик или просто точку на уровне середины строки. Попадаются вертикальные троеточия и прочие разделители.

Первый и древнейший рунический алфавит называется старшим футарком, он встречается на археологических находках с незначительными различиями (например в начертании руны Ингуз), но по сути остается одним и тем же алфавитом. Со временем он преобразовался в т.н. младшие футарки, варианты и модификации которых куда многочисленнее. О младших футарках и их огромном разнообразии речь пойдет позднее.

Сам старший футарк, просуществовал более-менее стабильно до V века, и всё реже встречался вплоть до восьмого. Многие руны старшего футарка имели несколько аллографов (вариантов начертания). Найденные археологические свидетельства говорят о том, что использовался он в основном для вполне обычных гражданских целей - языковой коммуникации, фиксации данных. Это имена владельцев предметов, имена самих предметов, авторские подписи на предметах, надписи на памятниках.

Уже тогда использовались лигатуры - графические соединения нескольких знаков, для передачи общего звука, что стало основанием для последующих модификаций и переходу в современной культуре в рунические вязи. Также использовались рунические формулы (линейное написание нескольких рун, в которые скорее всего вкладывался мистический смысл), и даже большие текстовые заклинания.

Иногда можно встретить название «футорк». Это связано с тем, что в ряде младших футарков 3-я руна Ансуз означала звук «о», а не «а». Но «футарк» - термин общепринятый и обычно используется по отношению к любому руническому ряду.

Ниже на рисунке 2.2 очередные разновидности футарков: один из страших и два младших рунических ряда (читатель может сравнить предпредпоследнюю руну Ингуз старшего ряда на рис. 2.1 и на рис. 2.2 – оба ее варианта верны).


Рис. 2.2. Некоторые варианты старшего и младших футарков


II. ИСТОРИЯ РУНОПИСИ ДО XX В.

1. ДРЕВНЕЙШИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ РУН, 1-3 ВВ.


Самое раннее упоминание наличия письменности у германцев - широко известная цитата древнеримского историка и писателя Тацита: «Срубленную с плодового дерева ветку они [германцы] нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань. После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, если частным образом, - глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками. Если оно сулит неудачу, повторный запрос о том же предмете в течение этого дня возбраняется, если, напротив, благоприятно, необходимо, чтобы предреченное, сверх того, было подтверждено и птицегаданием.»

Но доподлинно неизвестно, были то руны или нет, видел это Тацит или писал по слухам.

Известно однако, что была отдельная должность или профессия специалиста по рунам, эриля - такая должность вероятно была достаточно уважаема в обществе, где грамотность являлась не слишком распространенной.

Сохранилось около 200 надписей старшими рунами. Одна из древнейших найдена на наконечнике копья из Эвре Стабю, Норвегия, ок. 200 г. н.э., изображенном на рис. 3.1. Надпись "raunijaz" на нем значит «испытывающий.


Рис. 3.1 Наконечник копья из Эвре Стабю


Наконечники копий с нанесенными на них руническими надписями, обозначавшими наименования оружия («нападающий» и т.д.) были найдены и в других частях Европы: на о. Готланд, в Пруссии, в Польше, на Украине. Помимо оружия, рунические надписи вырезались и на других предметах: орудиях, украшениях, амулетах.

А вот еще один из самых старых известных рунических артефактов - Костяной гребень на рис. 3.2, датирующийся 2й половиной II в. н.э, который был найден в Vimose (Вимос) на о. Фюн, Дания.


Рис. 3.2 Костяной рунический гребень с острова Фюн, Дания


В основном ученые сходятся во мнении, что надпись на артефакте гласит "Harja" (Хагалаз - Ансуз - Раидо - Йера - Ансуз), однако руны начерчены неаккуратно и некоторые резы недостаточно четки, что б уверенно прочесть их. Это самая старая руническая надпись. Данный гребень экспонируется в Национальном музее Дании.

С одной стороны до автора «Истории рунической традиции» доходили сведения, что копье из Эвре Стабю содержит наиболее древнюю из известных рунических надписей, с другой – если посмотреть на датировку, то гребень с острова Фюн, вероятно древнее копья и многие исследователи считают так. Во всяком случае из-за отсутсвия точной датировки уверенно говорить – какой из этих артефактов самый древний, не имеет смысла.

Некоторые ученые склоняются к версии, что руны используются аж с 50-х готов нашей эры, приводя в свидетельство Мельдорфскую фибулу (Fibula di Meldorf), датурующююся примерно этими годами и показанную на рис. 3.2. Однако научный мир не может на 100% подтвердить то факт, что надпись на фибуле составлена из рун.


Рис. 3.2 Мельдорфская фибула


Существуют и прочие тексты на находках до I века, на счет которых возникают споры - считать их руническими или нет.

На вышеупомянутых артефактах еще не представлен полный набор рун старшего футарка, однако, вполне вероятно, тогда он был уже сформирован.

Судя по всему, на заре рунической традиции различные племена пользовались практически одним и тем же старшим футарком, который имел лишь незначительные различия в зависимости от племени, территории и др. факторов, но по сути оставался единым руническим рядом. В Европе старший футарк сохранялся в виде действующей письменности до IV в. включительно.

Надо заметить, при тогдашнем устройстве общества на основе культа силы, в целом невысокой грамотности населения и отсутствии четких правил, которых придерживались бы все, в письменах неизбежно возникали ошибки. На артефактах встречаются различные варианты написания одного и того же, это касается в.ч. и геометрии рун, что усложняет труд ученых по исследованию рунических надписей и традиции древних народов вообще.

2. ИСТОРИЯ РУН, 4–6 ВВ.


Руны на оружии.

С IV - V веков распространяются рунические надписи на оружиях, и древнейшие рунические мечи датируются именно этим периодом. На многих из них руническими знаками выштампованны имена мастеров, например Ранвик, Тасвит и другие.

При их изготовлении использовалась т.н. техника «узорной сварки», т.е. клинок меча изготавливался из разноразмерных полос и брусков, кованых из железа. Иногда оружейных дел мастер переплетал между собой бруски железа и стали. Меч становился прочным и одновременно достаточно гибким для последующей обработки, в т.ч. и термической. Переплетение различных сортов металла в одном изделии накладывало на его поверхность "мраморный" рисунок, из-за чего такая техника называется "узорной сваркой". Рунические знаки на подобных мечах выдавливали в ходе изготовления.

На следующем рисунке 4.1. еще один пример рунического оружия - найденный Темзе скрамасакс, т.е. боевой нож, с односторонней заточкой и, как правило, асимметричным хвостовиком. Датируется 5 в. н.э. Виден начертанный на оружии Футарк.


Рис. 4.1 Скарамакс из Темзы


Еще один интересный и известный артефакт – копье из Ковеля, Западная Украина, датирующийся VI веком и показанный на рис. 4.1.1.


Рис. 4.1.1 Копье из Ковеля, Западная Украина


Надпись на копье Tilarids, что значит «целеустремлённый» и написана бустрофедо́ном, т.е. способом письма, при котором направление написания чередуется в зависимости от чётности строки (если первая строка пишется слева направо, то вторая — справа налево, третья — снова слева направо и т. д., при перемене направления письма буквы писались зеркально).

Руны на камнях.

С пятого века в Скандинавии становятся распространены надписи на камнях. Скандинавы воздвигли немало монументальных и величественных рунических камней и стелл, ставших сегодня ценными памятниками культуры и свидетельствами прошлого. Особое место среди них занимает рунический камень G 88 из Кюльвера (рис 4.2).


Рис. 4.2 Рунический камень G 88 из Кюльвера


В данном случае надпись явно сложнее, чем просто имя мастера-изготовителя, разбита на 2 части, между которыми орнамент. Этот камень - древнейший из известных памятников, содержащих на себе полный старшерунический ряд (футарк).

Камень G 88 был найден летом 1903 г. Хансом Ханссоном, ректором народной гимназии Гамлебю, в одной из гробниц при раскопках могильника в полукилометре южнее хутора Кюльвер, или же Килвер (швед. Kylver), приход Стонга, остров Готланд, Швеция. Целостность гробницы была нарушена и камень уже был сдвинут от первоначального положения. Предположительно он являлся стенкой саркофага, а его надписанная сторона была обращена внутрь захоронения. Гробницу датируют ранним железным веком, то есть четырехсотыми годами н. э.

Ниже на рис. 4.3. первая надпись с камня G88 из 25 знаков, 24 из которых образуют старшерунический строй (вышеупомянутый рунический ряд), а замыкающий символ, похожий на «елочку», обычно трактуется, как повторенная несколько раз руна Тейваз или комбинация Тейвазов и Ансузов.


Рис. 4.3 Рунический ряд (левая надпись) на камне G 88


Вторая надпись на камне, та, что правее насчитывает 5 рун и представляет собой палиндром su(e)us - значение слова остается неопределенным, несмотря на многочисленные попытки толкования, начавшиеся сразу после обнаружения памятника.

Для справки: палиндром (от греч. πάλιν — «назад, снова» и греч. δρóμος — «бег», иногда также палиндромон, от гр. palindromos «бегущий обратно») - число, буквосочетание, слово или фрагмент текста, одинаково читающееся в обоих направлениях (например, число 404, слово saippuakauppias (с фин. продавец мыла) или текст «а роза упала на лапу Азора»). Иногда палиндромом неформально называют любой симметричный относительно своей середины набор символов.

Руны на предметах быта.

Уже в те времена руны употреблялись для украшения предметов быта, а может и не только украшения, но еще и придания скаррального смысла.
Одними из популярных предметов для нанесения рун были рога для питья меда или пива. Обычно вместе с рунами на них наносились и рисунки. Ниже, на рис. 4.4 показан один из т.н. Галлехуских рогов, сделанных из золота примерно в конце 4-го или начале 5-го века.


Рис. 4.4 Один из Галлехуских рогов
(развертка поверхности с изображениями)


Надпись на роге читает следующим образом: "ekhlewagastiR holtijaR horna tawido ", что значит: "Я, Хлевагаст, сын Хольта, сделал этот рог".

Очень много артефактов, в т.ч. и эти рога, не дожили до наших дней и были утеряны по глупости или неосторожности людей.

Рунические медальены - брактеаты.

Рунические надписи найдены не только на камнях, оружии и утвари. Известны т.н. брактеаты (от лат. bractea — жесть) — плоские тонкие монеты из золота или серебра с чеканкой на одной стороне. В период переселения народов, приходившейся на VII-VIII века нашей эры, эти круглые золотые пластинки обычно имели петлю и использовались в качестве нашейного медальена.

К таковым в числе прочих можно отнести брактеат с о. Готланд, содержащий короткую руническую надпись и свастику (рис. 4.5) или брактеат из шведского города Вадстены, датируемый VI в. и содержащий надпись, похоже включавшую старший футарк, но частично поврежденную (рис. 4.6).


Рис. 4.5 Брактеат с рунами и свастикой с о. Готланд



Рис. 4.6 Брактеат из г. Вадстены, Швеция


Надписи на брактеатах преимущественно не поддаются дешифровке, выглядя как бессмысленный набор рун. И лишь небольшая часть из них имеет смыслосодержащие слова или фразы.

Опережая период времени, которому посвящен раздел, автор хочет подметить, что на VII в. н.э. история брактеатов не заканчивается.
В IX–начале XII вв. снова началась чеканка брактеатов, а точнее т.н. полубрактеатов, чеканившиеся с двух сторон, что из-за толщины монеты приводило к искажению изображения с обеих сторон.

Уже в XII в. общество снова перешло на односторонние брактеаты. Из-за чеканки с одной стороны брактеаты выходили выпуклыми на аверсе и вогнутыми на реверсе. Их размер также колебался : большинство были диаметром 15 мм и массой 1 г, но некоторые доходили диаметром до 40-45 мм и имели значительно большую массу. Брактеаты вышли из обихода к началу XVI в., хотя в Швейцарии местами чеканилась брактеатоподобная валюта вплоть до XVIII века.

Что касается рисунков на брактеатах, то они могли изображать человечекую голову, человеческую фигуру в сопровождении животного или без, изображение сильно стилизованного или вымышленного животного или животных, животный трискель (или трискелион, трискел, трискеле — древний символический знак с лучевой симметрией в виде трех бегущих ног, выходящих из одной точки), комбинацию головы всадника и животного под ним; вышеперечисленные изображения дополнялись прочими декоративными элементами. Также в данный перечень можно включить двусторонние имитации римских имперских медальонов. Перечисляя вышеприведенные типы изображений, автор основывался на классификации тематик чеканки брактеатов, предложенной датским нумизматом Кристианом Юргенсеном Томсеном и описанной шведским нумизматом Оскаром Монтелиусом.

Рунические кольца

Современные коллекции археологических находок в числе прочего содержат и средневековые кольца с руническими надписями.
Древнейшим из них считают золотое кольцо из г. Кёрлина (еще именуемый, как Korlin, Coslin или Кёслин) в Померании, датируемое VI веком. Внешная часть кольца делится на 10 плоских треугольных граней, на одной из которых изображена свастика, еще одна разделена чертой на 2 части и содержит руническую вязь и комбинацию из 3-х рун, а на остальных просто орнамент из рисунков. Развертка внешней стороны этого кольца показана на рис. 4.7.


Рис. 4.7 Развертка кольца из Кёрлина


Последовательность из рун Ансуз, Лагуз и Уруз читают, как «alu» - магическую формулу, имеющую сакральное значение и весьма распространенную на археологических находках. Эта формула на артефактах порою встречается в искаженных написаниях.
Руническая вязь над «alu» исследователи считают совмещенными рунами Лагуз и Ансуз, причем одна из них перевернута относительно другой, в таком случае комбинация читается, как «la». Многие усматривают в ней сокращение от "laukar" – с одной стороны, оно переводится, как «лук» (растение), с другой также имеет мистический смысл и распространено на древних артефактах как в полном виде, так и различных сокращениях. Бытует иное мнение - в резах Ансуза есть скрытый Уруз и тогда данная вязь превращается тоже в «alu», но по мнению автора данной работы эта версия слишком натянута.

Кажется странным, что в то время, как сокращение «la» судя по всему читается слева направо, формула «alu» на развертке читается справа-налево. Не исключено, что развертка на рисунке отзеркаленна и тогда «alu» будет написанао правильно - слева направо, а «la» наоборот.

Другое кольцо, тоже с датировкой VI в., однако не такое древнее, как предыдущее, найдено в XIX веке в румынской деревне Пьетроасса и демонстрируется на рис. 4.8.


Рис. 4.8 Кольцо из Пьетроассы


После нахождения золотой клад, в составе которого было кольцо, в значительной мере оказался расхищен прежде, чем предметы из него доставлены в музеи. И хотя кольцо избежало этой участи, уже в 1875 г. оно в свою очередь было украдено из музея в г. Бухаресте. Когда грабителя поймали, тот уже успел частично переплавить кольцо, а оставшуюся часть повредить. Руническая надпись на кольце оказалась расколотой. Уже в начале 20-го века фрагменты кольца снова похищены и затем вновь возвращены в музей.

А в ходе Первой Мировой войны при отсутплении румынских войск фрагменты кольца опять пропали, на этот раз будучи вывезеными из Румынии. Спустя почти полвека в 1956 г. они возвращены обратно.

Хорошо, что еще до первой кражи была изготовлена медная копия кольца из Пьетроассы, по которой делались его зарисовки и чтения рун.

Готский алфавит

В рамках раздела «История рун, 4 - 6 вв.» стоит отдельно рассмотреть тему готского алфавита. Сам по себе он не является руническим, однако уже в это время началось влияние христианства в обиходе северных народов и создание алфавитов на основе футарков.

Вернемся немного назад во времени. Народ готов, обитавший на о. Готланд в Балтийском море, будучи язычниками, в качестве письменности использовал разновидность общегерманских рун. В последствии готы распространились путем завоеваний и миграций почти по всей Европе, до IV в. продолжая пользоваться рунописью. Кстати, старший футарк, бывший в ходу у готов, можно увидеть на камне из Кюльвера (рис. 4.2).

Ситуация изменилась, когда епископ Ульфила, иначе именуемый Вульфила (ок. 360—ок. 430 гг.), занимавшийся распространением среди язычников-готов арианства (одного из учений в христианстве, утверждавшего сотворённую природу Бога-Сына и неединосущность его с Богом-Отцом), в начале IV века создал упомянутый выше готский алфавит на основе готских рун. Для создания готского письма Ульфила взял ряд прописных греческих букв и модифицировал некоторые существующие руны. Буквы готского алфавита созданы так, что б их было удобно писать кисточкой или пером, а не вырезать на дереве или камне.

Новое готское письмо поначалу использовалось готами параллельно рунам, а затем в значительной мере пережило их - вестготы (ветвь готского племенного союза, распавшегося к середине III века на две ветви: вестготов и остготов) в Испании и на юге Франции еще долго продолжали пользоваться письмом Ульфилы, пока оно не было запрещено церковью наряду с готскими рунами в 1018 г.. За данным решением последовало уничтожение многих книг, выполненных буквами готского алфавита.

На рисунке 4.7, в левой его части, начертание готских рун в порядке футарка и соответствующие им готские буквы, приводимые Найджелом Пенником в его книге «Магические Алфавиты». В правой части рисунка 4.7 таблица из той же книги с названиями готских букв, соответствующими им звуками и готскими рунами.


Рис. 4.7 Начертания, названия и фонемы готских рун и букв (по Н. Пеннику)


Интересен тот факт, что на популярном интернет-рессурсе Википедии приводится таблица с готскими буквами (рис. 4.8), где фигурируют 27 букв, а не 25, как у Н. Пенника. Так же в Википедии сказано, что каждая готская буква соответствовала определенному числу, что и видно по таблице. Две буквы, фигурирующие в Википедии и отсутствующие у Пенника, носят названия koppa и sampi. Они не имеют фонетических значений, а служат лишь для обозначения чисел, а именно 90 и 900 соответственно.


Рис. 4.8 Готский алфавит по материалам из Википедии


И хотя в таблице из Википедии буквы расставлены в порядке, более приближенном к латинице, а также в порядке возрастания соответсвующих им цифр, Н. Пенник в книге «Магические алфавиты» пишет следующее: «Доказательством происхождения готского алфавита от рун служит его порядок букв — такой же, как в рунах, а не в греческом или латинском алфавитах. Как и руны, готский алфавит начинается с буквы Fe, эквивалентной готской руне Faihu. За ней следуют буквы Uraz (звук «U», руна Uras); «Th” Thyth (Thauris); «A», Aza (Ansus); «R» Reda (Raida); «K», Chozma (Kusma); «G», Gewa (Giba) и «W”, Winne (Winja). Это составляет первый атт. Второй атт начинается с Haal («H»), эквивалентной руне Hagal. За ней следуют «N», Noicz (Nauths); «I», liz (Eis); «G», Gear (Jer) затем «Z», Waer, в форме греческой Теты или руны Aihus. Далее идет Pertra, звук «Р» в форме греческой Пи, с руническим эквивалентом Pairthra. За ней следует Erez («X»), аналог руны Algs, затем «S”, Sugil (руна Sauil); «Т», Tyz (Teiws); «В», Bercna (готская руна Bairkan); «F”, Eyz (Egeis) и «M», называемая Manna и как готская буква, и как руна. За Manna следует Laaz (звук «1”, руна Lagus). Затем идет «Ng», Enguz, эквивалент руны Iggws. Последними тремя буквами являются Utal, передающая “О” (руна Othal); Daaz, звук «D» (руна Dags) и Quertra, «Q», которая не имеет рунического аналога в готской системе».

Автору «Истории рунической традиции» на момент написания этих строк не удалось выяснить, откуда в Википедии появилось на 2 буквы больше, чем у Н. Пенника и на каком основании Пенник расставил буквы готского алфавита в последовательности, приближенной к футарку. Лишние буквы могут объясняться модификациями готского алфавита на протяжении довольно длительного времени его использования, но это лишь догадки автора работы «История рунической традиции».

Первые значительные перемены в рунописи.

Известно, что примерно с пятого века нашей эры старшие руны начинают модифицироваться во младшие, и к восьмому веку выходят из употребления. Изменяется геометрия и фонетические значения (передаваемые звуки), а также количетсво рун в рунных рядах.

Если в старших футарках насчитывалось 24 рун, то в младших всего 16 символов, этого слишком мало для выражения звуков речи, и потому одна руна может означать от двух до шести звуков. Пусть младшие футарки все еще и наследуют структуру старшего, их атты уже неполны и неточны.

Существует два основных варианта младшерунического письма, которые развивались параллельно - полноветвистые и коротковетвистые руны. На рис. 4.9 приведены варианты исполнения обеих типов, но были и отличные от этих вариации.

Полноветвистые принято называть датскими рунами, а коротковетвистые - шведско-норвежскими. На данный момент исследователи сошлись на том, что скорее всего полноветвистые руны использовались в основном для парадного письма, а коротковетвистые - для бытового. И те и другие получили общее распространение и не ограничиваются территориями, соответствующими своим названиям.


Рис. 4.9 Варианты полноветвистого и коротковетвистого футарков


Грамотность населения к V-VI векам видимо поднялась, и рунические надписи встречаются отнюдь не редко, причем опять-же основная их функция - коммуникативная. Найдено немало бытовых, торговых и поминальных надписей.

На ряду с ними также уже однозначно встречаются магические. Как и ранее, это короткие формулы из нескольких знаков, целый Футарк или его часть. Более того, существуют текстовые заклинания, написанные в поэтической форме или в прозе. Согласно предположительным трактовкам, есть заклинания с просьбой мертвых не тревожить живых, есть для лучшей службы предметов, есть любовные заклинания и проклятия. Также зафиксировано использование одиночных рун для, предположительно, передачи мыслеформы - одна руна используется вместо слова, передавая стандартное значение руны.

Используется кодовое руническое письмо: одиночные мыслеформенные руны, лигатуры и умножения рун, а также зеркальные руны и дополнительное нанесение ветвей.

2. ИСТОРИЯ РУН, 7 – 9 ВВ.


Рунические клинки.

Вернемся к теме вооружения. Ведь в седьмом-девятом веках руны все еще популярны, как знаки на оружии. Если в 600-х годах нашей эры (VII в) способы изготовления мечей не особо менялись относительно более древних времен, то уже в 700–850 гг. мечи становились габаритнее, чем раньше. Продолжает модифицироваться технология изготовления клинков и сами их характеристики, хотя упоминаемая ранее «узорная сварка» все еще изредка используется.

Возникает новый способ маркировать клинки. Техника «узорной сварки» осталась в прошлом. Прочность клинка зависела не от сложной структуры, создававшейся с помощью этой техники, а от самого материала — жесткой и в то же время эластичной стали. Это была уже настоящая сталь, а не железо, которому придали жесткость и прочность, собрав бесчисленные перекрученные полоски в единую плоть клинка.

Надписи выкладывались железной проволокой, непосредственно включенной в сталь клинка. После того как кузнец заканчивал очередной меч, он намечал на его поверхности марку, которую хотел выложить, затем по этим пометкам проходился холодным зубилом, оставляя глубокие борозды.

Далее предварительно скрученную, как струна, железную проволоку резали на куски нужной длины. Раскалив клинок, холодные куски проволоки молотом вбивали в подготовленные желобки. Помимо классической железной проволоки могли использоваться такие металлы, как олово, латунь, медь, золото. После этого меч опять нагревали до температуры плавления (примерно до 1300 °C) и по инкрустации снова проходились ударами молота, далее клинок тщательно полировался.

К сожалению по новой технологии рунические знаки выходили неаккуратными, выступающими прямо посреди лезвия, часто в дюйм высотой. А иногда из-за усердной полировки буквы с трудом можно было разглядеть. И все же письмена были читаемы и становились неотъемлемой частью оружия.

Одна из относительно распространенных и многократно обнаруженных надписей на разных клинках - имя Ульфберт. Очевидно - это один из древних мастеров-оружейников. На другой стороне каждого клинка Ульфберта похожим образом выложены узоры, среди которых нет ни одного одинакового. Они состоят из различных сочетаний вертикальных штрихов, диагональных крестов, переплетающихся лент и отдельных букв. На рис. 5.1 показаны варианты написания имени Ульфберт и узоров с обратной стороны клинков, причем, как видно из рисунка, это уже не совсем рунопись, а буквы больше похожи на латинские.


Рис. 5.1 Имя "Ульфберт" в разных исполнениях


Разумеется, помимо Ульфберта на клинках встречаются иные имена различных мастеров, создававших рунические письмена. Один из примеров – обнаруженный в районе Страсбурга меч, на котором было написано, что его сделал Банто. Также существовали оружия, на которых фигурировало имя владельца, а не изготовителя, или возможно владельца и изготовителя в одном лице.

По надписям хорошо заметно, как сильно уже буквы приближаются к латинице, а не руническим рядам. Однако это все еще не современный английский алфавит и в некоторых буквах еще угадываются черты футарка.

Однако есть артефакты данного периода с явно руническими надписями. Хорошим примером такового может послужить т.н. Меч Тормута (рис. 5.1.2), который найден в деревне Сэбо коммуны Вик в провинции Согн-ог-Фьюране в Норвегии и датируется ранним IX веком. Сейчас этот меч с рунами и свастическим символом на одной стороне и орнаментом на другой хранится в Музее Бергена. Он известен также, как «меч из Сэбо».


Рис. 5.1.2 Меч Тормута (изображения из разных источников).

По одной из версий посредством символа свастики закодировано имя бога Тора (в Исландии сохранилась традиция называть свастику "молотом Тора"), от которого образовано личное имя Тормут - "храбрость Тора".

Рунические камни.

Кроме мечей, продолжалось создание все новых и новых рунических камней, особенно могильных и памятных. Как, например, камень из Рёка (швед. Rökstenen), изображенный на рис. 5.2 и продемонстрировавший научному миру самую длинную руническую надпись из числа известных (762 руны). Текст написан на всех сторонах камня, включая торцы и верх и датируется первой половиной IX века.Также на камне из Рёка высечены различные рунические тайнописи, о которых будет рассказано в разделе «Тайнописи».


Рис. 5.2 Рунический камень из Рёка


Подавляющее большинство рунических памятников VII-VIII веков были найдены на территории современных Норвегии и Швеции. Надписи на них все еще выполняются старшими рунами, но в них уже появляются изменения. Модификации видны в начертании рун, причем иногда в одном и том же образце можно встретить как старое, так и новое начертание рун; также появились фонетические изменения, которые отразились в том, что именно в данный период времени происходит формирование древнескандинавских диалектов, как обособленной группы. Любопытно, что на некоторых находках присутствуют надписи, где одновременно фигурируют руны из различных видов футарков.

Странно, но хотя в североевропейских языках появились новые звуки (к примеру, число гласных увеличилось с 5 до 9), число рун уменьшилось. Вместо введения новых рунических знаков, из футарков ушли некоторые старые, обозначавшие гласные. Изменились и некоторые руны, обозначавшие согласные звуки; вследствие этого на письме перестали различаться глухие и звонкие согласные. Т.е. младшие руны стали еще более полифункциональны — почти каждая из них используется в нескольких фонетических значениях.

Изменения коснулись и формы рун. Исполнение знаков стало аккуратней, они теперь одной высоты, чему содействовало размещение надписей между двумя линиями. Каждая руна теперь должна была иметь только один ствол.

Со временем возникли дуги, модифицировавшиеся затем в кольца. С XI века данные полосы видоизменяется в рунического змея, к одному концу полосы, ограничивающей надпись, присоединялась голова, к другой – хвост, но об этом в соотвествующей теме.

Иные рунические артефакты.

Помимо перечисленного, есть ряд прочих любопытных поделок с нанесенными на них рунами, в т.ч. имеющие магическое значение. Например, кости с рунописью, датуриуемые VIII веком (рис. 5.3).


Рис. 5.3 Надписи на костях из раскопок Лондона (VIII век)


Также руны продолжают чеканиться на монетах, таковыми в частности были англосаксонские монеты, датированные VIII-IX веками (рис. 5.4).


Рис. 5.4. Англосаксонские монеты из Британии


Очень интересный артефакт, датирующийся первой половиной VII века – известен, как «Ларец Фрэнкса» (рис. 5.4.1 и рис. 5.4.2). Этот ларец, найденный при раскопках во Франции и переданный в Британский музей английским антикваром Фрэнксом, изготовлен из моржовой кости и является настоящим произведением искусства. Отсутствующая правая панель обнаружена позднее в Италии и доставлена в Национальный музей во Флоренции.


Рис. 5.4.1 Ларец Фрэнкса – вид сверху и спереди



Рис. 5.4.2 Ларец Франкса – вид сверху, сбоку и сзади


Любопытно и то, что надписи англосаксонскими рунами на нем расшифровать практически не удается. Некоторые усматривают в части надписи предупреждение об опасности, но автору не удалось найти доказательств этому.

Есть также надпись латынью в правом верхнем углу на задней панели ларца (рис. 5.4.3). В данном латинском фрагменте ученые усматривают надпись «hiC FUGIaNT hiERU?aLIm», т.е. «здесь покидающие Иерусалим».


рис. 5.4.3 Надпись латынью на Ларце Фрэнкса


Как видим, функциональное разнообразие рунических артефактов, созданных на протяжении 7-9 вв., говорит о том, что область применения рун к тому времени была весьма обширной, а футарк плотно входил в обиход многих европейских народов.

Кольца с руническими надписями.

Тема рунических колец была затронута ранее, в подразделе «Рунические кольца» из раздела «История рун, 4 - 6 вв.». Теперь она получает логичекое продолжение. Надписи рунами продолжают наноситься на кольца в 7-м…9-м веках. Рассмотрим несколько интересных находок на рис. 5.4.3


Рис. 5.4.3 Кольца с руническими надписями англосаксонского периода


Предоставленные вниманию читателя артефакты относят к англосаксонскому периоду, т.е. отрезку времени в истории Великобритании с высадки на Британских островах англов, саксов и ютов в V в. до нормандского завоевания острова в XI в. Поройдемся по каждому кольцу на рис. 5.4.3, рассмотрев его подробнее; на этом же рисунке под кольцами, обозначенными буквами а, б, в и г, показаны выгравированные на них рунические надписи. Для кольца под буквой г приведены два фото, надпись на которых достаточно хорошо видна.
а) Кольцо из Брэмхэм Мур (западный Йоркшир, Великобритания). Изготовлено и золота и черни (сплава серебра, свинца, серы и других компонентов, еще именуемого ниелло). Оно найдено в 1736 году и датируется V веком, похоже - это самое древнее из колец, представленных на рис. 5.4.3.
б) Кольцо из Кингмура (Камберланд, Великобритания), еще именуемое кольцом с Греймурского холма (по англ. the Kingmoor Ring или Greymoor Hill Ring). Также сделано из золота и черни. Найденное в 1817 году, оно предположительно моложе предыдущего примерно на полвека. Датируется второй половиной IX – началом X вв. Кольцо из Кингмура несет две рунические надписи – длинную на внешней и короткую на внутренней поверхностях. Обе этих надписи (внутренняя под внешней) показаны под изображением кольца на рис. 5.4.3.
в) Кольцо из замка Линсток (также графство Камберланд). Датировка кольца - IX век. Кольцо целиком изготовлено из красновато-желтого агата и содержит руническую надпись на внешней поверхности «ery.ri.uf.dol.yri.þol.wles.te.pote.nol».
г) Кольцо из г. Уитли Хилл, (г. Дарэм, Великобритания), найдено в 1993 г. и датируется VIII веком. Он сделано из позолоченного серебра и имеет надпись рунами на внешней стороне, переводимую учеными, как [h]ring ic hatt[æ], что в переводе на англ. значит "I am called a ring», а по русски - "я зовусь кольцо".
д) Т.н. «кольцо Абсалона», связываемое исследователями с именем церковного и военного деятеля, епископа и советника датских королей Абсолона, которое он, впрочем, никогда не носил. Изготовленное из золота кольцо с инкрустированным сапфиром, имеет руническую надпись на плоскости вокруг камня; датировка же изделия неясна.

Это не полный перечень колец данного периода. Среди находок подобного рода кольцо с острова Коукет (Coquet Island), что у берегов графства Нортумберленд, обнаруженное в 1866 г. и сейчас утерянное; надпись на нем гласит "þis is", что по англ. значит "this is…", а по русски "это есть…". Сюда же можно отнести кольцо с острова Крамонд (Cramond Island) близ г. Эдинбурга, Шотландия, содержащее надпись [.]ewor[.]el[.]u, датирующееся IX-X веком и находящееся сейчас в Национальном Музее Шотландии. Еще одно кольцо найдено недалеко от р. Темзы в Лондоне в 1989 г., содержит руническую надпись [.]fuþni ine и сейчас пребывает в Музее Лондона.

Автор полагает, что для краткого обзора темы приведено достаточно примеров. Некоторые из рунических колец, в частности кольцо из замка Линсток (рис. 5.4.3 в), по мнению исследователей содержат надписи магического значения, что является одним из свидетельств использования рунологии, как магического направления в тот период времени.

Огам, его знаки и алфавит.

Особняком стоит алфавит огама (рис. 5.5.), бывший в ходу у кельтов и пиктов в V—X вв. наряду с иными алфавитами. Его с натяжкой можно причислить к рунам, но он им не так уж чужд. Ведь знаки огама оказывали влияние на некоторые формировавшиеся младшие футарки, о чем еще будет упоминаться позже. Пишется про огам в разделе об истории рун V-VI веков, так как именно этим периодом датируется большинство огамических памятников.

Значение слова «огам» неясно. Огамическое письмо, имеет ряд особенностей, отличающих его от прочих алфавитных письменностей. Среди особенностей следует выделить алфавитный порядок. Алфавит состоит из двадцати знаков (др.-ирл. feda) и делится на четыре группы, называемых aicmí (мн. ч. от др.-ирл. aicme, что означает «семья»), по пять букв в каждом. Другой особенностью является то, что знаки представляют собой черточки, нанизанные на основную линию: от одной до пяти чёрточек в знаках каждого aicmí, за исключением forfeda.


Рис. 5.5 Огам.


Известно, что словом ogam обозначалась не только сама письменность, но и своеобразный тайный язык, одной из особенностей которого являлась замена букв в определенных слогах их названиями. Т.е. сами огамические символы или слова из них могли использоваться для передачи данных, когда надо было держать в тайне передаваемую информацию.

Орхоно-енисейские руны.

В разделе «История рун, 7-9 вв.» автор желает упомянуть т.н. орхоно-енисейские руны, хотя их и не относят к скандинавским. Науке известно, что орхоно-енисейская письменность (древнетюркское руническое письмо) применялась в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VIII—X вв. По форме знаков можно проследить их схожесть с рунами скандинавских футарков. Несколько рун даже совпадают, а также имеют близкое фонетическое значение.

По предположениям ряда ученых, тюркские азиатские руны были созданы даже ранее 8 в. на базе Согдийского языка. Примером памятника орхоно-енисейского письма может служить Стела Тоньюкука (рис. 5.6).


Рис. 5.6. Стела Тоньюкука с нанесенными на нее
орхоно-енисейскими (древнетюркскими) рунами.


С учётом региональных и хронологических вариантов всего среди орхоно-енисейских рун, и писавшихся справа налево, насчитали более 50 графем, включая и словоразделительнй знак. Хотя было их было значительно меньше в каждом отдельном алфавите орхоно-енисейкого письма. Графемы изображены на рис. 5.7.


Рис. 5.7 Вариации орхоно-енисейских рун.


От орхоно-енисейских рун происходят многочисленные иные рунические письменности — в частности, письменность памятников на черепках из Саркела (Хазарский каганат), венгерские руны и др. Существует гипотеза, что болгарские руны тоже имеют связь с орхоно-енисейскими рунами, однако она не подтверждена дешифровкой.

Маркоманнические руны

Стоит рассказать и о «Маркоманнических рунах» (рис. 5.8) - смеси общегерманских и англосаксонских рун.
Они известны нам из трактата «De Inventione Litterarum», в свою очередь дошедшего до нас из рукопписей VIII и IX веков, найденных в большинстве своем на территории бывшей Каролингской империи. Это государство еще называют Франкской империей, а в IX в., т.е. во времена своего существования, оно официально называлось «Империя Запада» и располагалось на территориях современных Германии, Франции, Италии и ряда иных государств Европы. Маркоманнические руны не имеют отношения к древнегерманскому племени маркоманнов.


Рис. 5.8 Маркоманнические руны.


Похоже, при их составлении преследовалась цель создать рунный ряд, где число знаков равно числу букв латинского алфавита и каждый знак соответствует одной латинской букве. Иные рунические алфавиты не накладываются на латиницу столь безупречно. 
Категория: История рунической традиции | Добавил: Ваавит (04/10/2015) E W
Просмотров: 2652 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
1 Ваавит • 20:03, 25/04/2016
В фрагменте "История рунической традиции (I)" внесены следующие правки.
______________________________________________________________________

* В аннотации "От автора" дополнен список интернет-источников и авторов, работами которых я пользовался при написании "Истории рунической традиции".

* В части "Понятие о рунах и футарке"/разделе "Что такое руны и футарк, структура футарка"/подразделе "Футарк и его структура" сделаны уточнения по поводу названий и передаваемых звуков рун, в частности руны Турисаз, а также стилистические правки.

* В части "История рунописи до ХХ в." исправлено название раздела "Древнейшие свидетельства существования рун, 1-3 вв." (было "2-3 вв.").
В самом разделе нет подразделов. В нем проведены стилистические правки, уточнен материал по копью из Эвре Стабю, также раздел дополнен материалом о руническом гребне с о. Фюн и общими характеристиками рунописи того периода.

* В разделе "История рун, 4-6 вв."/подразделе "Руны на оружии" проведены стилистические правки, а также добавлены сведения о копье из Ковеля.

* В подразделе "Руны на камнях" дополнена информация о камне из Кюльвера (Камень G88), также подправлена стилистика текста.

* Добавлены три подраздела с новой информацией после подраздела "Руны на предметах быта":
"Рунические медальены-брактеаты",
"Рунические кольца",
"Готский алфавит".

* В подразделе "Первые значительные перемены в рунописи" подправлен 1-й абз.

* В разделе "История рун, 7-9 вв."/подразделе "Рунические клинки" добавлены данные о мече Тормута, а также уточнена иная информация.

* В подразделе "Рунические камни" дополнена информация о камне из Рёка, в частности добавлено изображение с другой стороны камня, сделана правка по тексту о североевропейских языках.

* Добавлены подразделы с новой информацией, введенные вместо подраздела "Рунические медальены, амулеты и т.п." после подраздела "Рунические камни":
"Иные рунические артефакты",
"Кольца с руническими надписями".

* В подразделе "Орхоно-енисейские руны" проведены стилистические правки.

* Подраздел "Тайнописи" убран из фрагмента "История рунической традиции I". Материал из этого раздела с правками и дополнениями будет помещен в отдельный раздел, находящийся в конце части "История рунописи до ХХ в".

* Изменены номера некоторых рисунков исходя из текстовых изменений (добавлений и перестановок); сделан ряд правок по орфографии и пунктуации.
avatar
Вход на сайт
Поиск
Блок Меню
Школа Рунической Магии


Наши партнеры и проекты




ДРУЗЬЯ, ЕСЛИ ВЫ Повстречали БИТУЮ ССЫЛКУ СООБЩИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ОБ ЭТОМ ИСПОЛЬЗУЯ ФОРМУ НА ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЕ (СПАСИБО)

© 2024 (О.Х.З.) Орден Хранителей Знаний • Все права защищены • При копировании любых материалов, либо их фрагментов ссылка на сайт обязательна.

Используются технологии uCoz


"Феникс в хрустальной темнице"

< Включить мобильный режим >