Никого над нами, кроме Творца!
Четверг, 25/04/2024, 05:12
Гость | |
Орден Хранителей Знаний
Главная | Публикации | Регистрация | Вход

Меню сайта
Школа Магии Школа Магии
Информационный блок
****
Если Вы не можете войти,не можете зарегистрироваться, не работает аккаунт или не получается попасть на Цитадель, свяжитесь пожалуйста с администрацией.
С администрацией можно связаться по почте: orden.hraniteley.znaniy@gmail.com
Для отправки сообщения можно также воспользоваться
"обратной связью".

Так же стоит ознакомится с FAQ по сайту где вы можете найти ответы на вопросы, часто возникающие в ходе использования сайта.
"FAQ".

****

☽◯☾ Хотите обучится рунической магии и мантике,а также работе с глифами?☽◯☾
☽◯☾ Записывайтесь на обучение☽◯☾
"Обучение рунной магии"

****

Хотите обучится магии?
"Обучение: наши Школы и Курсы разных направлений"

****

У нас Вы можете пройти инициацию в Живу.
У нас Вы можете пройти инициацию в Рейки.
"Энергетические настройки и инициации"

****


История рунической традиции (II)
Фрагмент работы "История рунической традиции (II)" исправлен. В комментариях я (автор) буду освещать, чего коснулись правки.

Итак, продолжаю выкладывать свою работу. Я буду опубликовывать материал частями в виде нескольких статей, условно объединяемых в один раздел "История рунической традиции" в каталоге статей. Я делаю так ввиду больших размеров моей работы, ибо будучи выложенной одной статьей, она вышла бы слишком громоздкой, а пролистывание и поиск информации в тексте занимали бы много времени.
Хочу напомнить, что выложенный материал не обязательно является окончательным - в процессе публикации иногда я нахожу недочеты, хочу внести изменения или дополнения, перенести материал с одного места в другое - такие правки порою затрагивают уже опубликованный текст.


ОГЛАВЛЕНИЕ


<к предыдущей части

4. История рун, 10-14 вв.
- Особенности рунописи в 10-11 вв.
- Некоторые разновидности футарков 10-11 веков
- Рунические камни 10-11 веков.
- Рунические артефакты на Древней Руси и окрестных территориях
- Руническая традиция и христианство
- Руны на оружии 10-13 веков
- Рунические амулеты
- Перемены в руническом писании 12-13 вв, пунктированные руны
- Рунические песни и поэмы, Старшая Эдда и Младшая Эдда
- Рукописи 13-14 веков, выполненные рунами

5. История рун, 15-19 вв.
- Исследования рун
- Рунические календари и руны, использовавшиеся в них
- Закат старой рунической традиции

6. Тайнописи

к следующей части>

4. ИСТОРИЯ РУН, 10-14 вв.


Особенности рунописи в 10-11 вв.

В 10-11 веках происходит своеобразное культурное возрождение рунической письменности. Футарк претерпел немало кардинальных перемен. Стремительно возникают все новые вариации алфавитов младших рун – младшие Футарки, и, соответственно, стили написания рун.

Младшие руны применялись в магических целях реже, чем старшие, хотя данные о таком использовании младших рун безусловно есть. Ярким свидетельством их важного места в эзотерике являются младшерунические охранительные надписи на могильных камнях.

Канонизируется обычай воздвигать памятные стелы в честь умершего. В X веке для них в скандинавских странах разработано нечто вроде стандартной формулы посвятительной надписи.

Само возникновение таких обычаев может быть связано с культурным влиянием англо-саксонов в IX—X веках в результате массовых викингских походов на Британские острова.

Другой предложенной версией столь обширного возникновения стел служила языческая реакция на новую религию. Надписи и орнаменты указывали о религиозных представлениях заказчика — языческих или христианских.

Еще одно выдвинутое предположение по этому поводу заключается в том, что камни с рунами воздвигали для фиксации отношений заказчика камня и умершего, юридического подтверждения отношений для наследования или социального статуса умершего. Что в свою очередь может быть обусловлено переходом скандинавского общества к государственности.

Хоть XI век был закатом существования рунического искусства, но оно перед исчезновением достигло максимальной высоты. Для надписей этого периода характерны лентообразные драконы, образующие как бы рамку изображения, в которой находятся различные фигуры. Сами же рунические надписи шли по телу дракона.

Внутри змеев, обычно «вьющихся» по краям изображения, встречаются сцены из мифов, изображения кораблей, воинов, животных, деревьев, прочие рисунки, а также знаки. Встречаются камни и без змей, но их скорее можно причислить к исключениям, причем не таким уж редким.

Звериный орнамент явно не был просто декорацией, а имел для людей той эпохи мистическое значение. Известно, что скандинавы верили в магическую силу звериных морд с разинутой пастью, к примеру помещая ее на корабли (позже, наоборот, распространился запрет изображений морд зверей на кораблях).

Часто надпись располагалась на двух змеях, головы и хвосты которых были соединены. Форма змеи или дракона изменялась, все более усложняясь, появились петли, лапы, завитки на хвосте. Змеи могли быть свернувшиеся и повторяющие очертания поверхности камня или рисунка по всему периметру или же не по всему, могли изображаться завязанными узлом и т.п. - найденных вариаций немало.

В 11 веке руническая письменность также широко используется бытовом обращении, о чем свидетельствуют находки ученых на деревянных дощечках и костях. В целом рунические надписи тех времен сильно развились и являются полноценными произведениями художественного и зодческого искусства.

Некоторые разновидности футарков 10-11 веков.

Тут автор желает привести несколько наглядных примеров модификаций футарка, которые характерны для X - XI веков; надо заметить, что кое-какие из них были в ходу уже в IX в. Разумеется, все многообразие рунических алфавитов того периода было куда шире.

Среди скандинавских футарков IX-XI вв. исследователи условно выделяют несколько типов рун - датские, шведско-норвежские и норвежские. Они представлены на рис. 6.1.


Рис. 6.1 Датские, шведско-норвежские руны и норвежские руны


Датские руны использовались с 9 по 11 века, а шведско-норвежские в 9-10 вв, хотя они и произошли от датских. Позднее появился т.н. норвежский вариант скандинавских рун.

Еще один интересный случай, хельсингские (бесствольные) руны – имеют самую простую форму среди всех известных рунических рядов и происходят из короткоствольных рун, возможно влияние упоминавшегося ранее огама, который все еще использовался в описываемый период времени.

Обнаружены шведские надписи, выполненные такими рунами и датирующиеся XI веком. По мнению О. фон Фризена, они возникли в окрестностях озера Мелар. Названы так по имени исторической области Хельсингланд в центральной Швеции. Примерно в этих областях и функционировали хельсингские руны, которые правильнее называть хелсингландскими. Рассматриваемые руны к финскому городу Хельсинки не имеют отношения и представляют собою шведский вариант северных рун без стволов, потому они еще называются «бесствольные».

Расшифрованы в 17 веке профессором Магнусом Николаи Цельлсиусом, исследования ученого позже были уточнены и доработаны его сыном Олофом. Хельсингские руны имеют разное положение к основной линии (как в огаме) и делятся знаком (i) на два разряда по семь знаков. Иногда хельсингские руны имеют клинообразную форму. Рассматриваемый тип рун в различных исполнениях, обнаруженных на разных территориях, показан на рис. 6.2.


Рис. 6.2 Хельсингландские и клинообразные бесствольные руны.


Рунические камни 10-11 веков.

Для полноты материала нельзя не привести примеры рунических надписей на камнях, датируемых рассматриваемым периодом.

Камни с рунами устанавливаются не только в качестве отдельных монументов. Интересными образцами культурных памятников Х-го века, наряду с прочими, можно назвать 3 связанных друг с другом т.н. Хэллестадских рунических камня DR295, DR296 и DR297 на рис. 6.2.1. Эти камни были вмурованы в стену церкви, расположенной в Торна-Хэллестаде, что в 20 км от Лунда в Сконе (Швеция).

DR295 является главным из них и возведен в честь воина, погибшего в битве битве на Фирисвеллире под Уппсалой, которвя произошла проиблизительно в 985 г. Остальные камни DR296 и DR297 поставленны теми же людьми. Возможно, вместе они представляли монумент павшим в этом бою воинам.


Рис. 6.2.1 Хэллестадские рунические камни.


Надпись на камне DR295 читается, как «Æskel satti sten þænsi æftiR Toka Gorms sun, seR hullan drottin. SaR flo ægi at Upsalum sattu drængiaR æftiR sin broþur sten a biargi støþan runum. ÞeR Gorms Toka gingu næstiR» и переводится следующим образом: «Этот камень поставил Аскелл в память о своем преданном господине Токи, сыне Горма. Он не бежал под Уппсалой. В память о своем брате храбрые воины установили этот камень на холме, укрепив его рунами. Они шли рядом с Токи».

Камень DR 296 содержит надпись, читающуюся «Asgotr resþi sten þænsi æftiR Ærru, broþur sin. Æn saR was hemþægi Toka. Nu skal standa sten a biargi» и переведенную, как «Эёсгаут поставил этот камень в память о своем брате Эрре. И он был вассалом Токи. Теперь камень будет стоять на холме».

А на камне DR297 нанесена надпись «Æsbiorn, hemþægi Toka, satti sten þæssi æftiR Toka, broþur sin», что переводится, как «Эсбьёрн, вассал Токи, поставил этот камень в память о Токи, своем брате».

Слово «брат» тут по-видимому указывает на своего рода боевое братство, а не на родственную связь. Примечательно и то, что камни DR295 и DR297 сделаны из песчанника, а DR296 - из гранита.

А вот яркая демонстрация стиля XI-го века - один из камней, найденный Еллинге, Дания (рис. 6.3). На камне фигурирует змей с начертанными на нем рунами, обрамляющий внутренний рисунок по бокам и сверху.


Рис. 6.3 Один из рунических камней Еллинга.


Или же камень из Оскельбо (рис. 6.4), Швеция, являющейся “классикой” рунных камней того периода. На нем вырезаны сцены скандинавской мифологии, обрамленные змеем с рунами.


Рис. 6.4 Рунический камень из Оскельбо.


Примечательно, что на камне руны, скорее всего, являются переходным вариантом от полноветвистых к пунктированным.

Еще один пример рунического камня (рис. 6.5) необычен тем, что змей не обвивается вокруг всего рисунка, а занимает лишь примерно половину периметра.


Рис. 6.5. Камень со змеем, частично обвивающим рисунок


В целом к 11-му веку заметно повышается культура отделки поверхности и качество нанесенных рун. Сами надписи становятся больше и содержательней, некоторые несут в себе целые повествования о камне.

Рунические артефакты на Древней Руси и окрестных территориях.

Особого внимания также заслуживает образец рунического искусства 11-го века - знаменитый Березанский камень (рис. 6.6). Интересно, что обнаружен он был не в Скандинавии, а на острове Березань, находящемся в месте впадения Днепра в Черное море.


Рис. 6.6 Березанский рунический камень.


Способ нанесения надписи, дислокация ее на обрамляющей каменный периметр полосе (возможно упрощенное тело змея), форма рун, а также содержание самого текста не оставляет сомнений в происхождении камня, его назначении и довольно точной палеографической датировке. Камень свидетельствует о пребывании скандинавов в Восточной Европе, в частности об их переходах по пути из варяг в греки. Руническая надпись на нем гласит: «Krani kerthi half thisi iftir kal fi laka sin» – "Грани сделал холм этот по Карлу, своему товарищу (фелаги)". Термин "фелаги" сложился и бытовал в дружинно-торговой среде викингов, это слово намекает, что погребенный c его товарищем Грани участвовали в военненном или тороговом походе.

Вообще на территории России, Белоруси, Украины и Латвии был найден ряд надписей, выполненных хорошо известными германскими рунами.

Также любопытны амулеты из Новгорода и из Старой Ладоги, изображенные на рисунке 6.7, некоторые считают свидетельством того, что на Древней Руси славяне владели рунописью. Однако на этих амулетах находятся до сих пор нерасшифрованные надписи и их принадлежность славянам под вопросом. Более того, ученым не удается вывести уверенную датировку данных артефактов.


Рис. 6.7 Рунические амулеты из Новгорода (справа) и из Старой Ладоги (слева).


Обилие различных рунических надписей и практическая невозможность их расшифровки порождает многочисленные споры между сторонниками и противниками существования рунической письменности у славян. Неоднозначный вопрос наличия рунописи на территории проживания древних славян будет более полно рассмотрен в подразделе "Славянские руны".

Руническая традиция и христианство.

Помимо прочих примечательных изменений в рунической традиции является и нарастание влияния христианской веры среди северных народов Европы. По ряду найденных рунических артефактов видно, что Христианство достаточно сильно влияло на скандинавскую культуру.

Действительно, многие рунические стелы демонстрируют обращение людей к Богу и Божьей Матери, чтобы они помогли душе погибшего. Рунами выбиваются и части молитв. Есть обращения одновременно к Богу, Богоматери и Асам, в частности к Тору. Это демонстрирует отсутствие насильного навязывания веры, о котором так много говорится. Более того, очевидно, что с приходом новой веры люди не отказывались от старой, хотя она и стала терять популярность. Т.е. руническая традиция вполне способна сосуществовать с христианством и такое уже происходило. Непримиримое противоречие этих двух пластов культуры - миф, порожденный излишним фанатизмом с той или другой стороны.

В доказательство приводится следующее произведение искусства - один из найденных в Швеции камней с христианской символикой на рисунке 6.8.


Рис. 6.8 Рунический камень с христианской символикой.


Тут нет дракона со вписанными рунами и композиция камня, не похожая на представленные ранее, одновременно содержит силуэты животного и креста. Более того, крест помещен у животного на спине. Т.е. животное, агнец – символ Иисуса Христа, несущее крест. Змеи - непременный атрибут шведских рунических камней XI века н. э., тут являются абстрактным узором. Руны помещены не на них, а на свободном поле камня, по обе стороны от агнца.

Вообще, к 11 веку в народе, вероятно, хватало грамотных людей, умеющих обращаться с рунописью, если не в мистических целях, то в бытовом письме наверняка. Но все же памятные камни по погибшим делают особые мастера. Каждый мастер имел свой стиль, по которым их можно выделить среди прочих. Следует заметить, что даже мастера делали грамматические ошибки, потому одно и то же слово на артефактах бывает написанным по-разному.

Не только камни служат явными свидетельствами синтеза рунологии и христианства, взаимопроникновения этих двух направлений, имевшего место в истории европейских государств.

В этом смысле примечателен и таинственен т.н. Борнхольмский амулет (рис. 6.8.1), найденый на датском о. Борхольм в юго-западной части Балтийского моря.


Рис. 6.8.1 Борнхольмский амулет (с обеих сторон).


Амулет сильно стерт и в свое время сделан из серебряной арабской монеты, на которой рунами нанесена надпись на латыни: «Иисус Христос, сын Бога живого. Отец, Сын и Святой Дух. Христос. Благочестивый по крови, Он сохраняет вечную жизнь», т.е. вместо латинских букв подставлены близкие по фонетике руны. Сама надпись датирована X-XI веком, но собственно амулет (монета) заметно древнее.

Считается, что эта монета (дирхем) чеканилась в Самарканде при Ахмаде ибн Исмаиле, эмире из династии Саманидов, правившем Арабским халифатом с 907 по 914 гг. По поводу этой монеты в описи предметов, поступивших в Национальный музей Копенгагена в 1821 г., говорится, что она «была найдена на Борнхольме пятьдесят лет назад», т.е. примерно в 1771 г.

Как видим, утверждать о несовместимости рун и христианства, а также о том, что подобного в истории не было, является большим заблуждением, на поводу у которого не следует идти ищущему знаний человеку.

Руны на оружии 10-13 веков.

Практика нанесения надписей на оружие все еще в ходу. Но теперь на клинках почти идентичные современным латинские буквы вместо рун. Археологи нашли мечи с надписями, сплавленные из перекрученных полос металла или цельнолитые, изготовленные в периоде Х - XIII веков.

К такому оружию относится маленький сакс X века, на его клинке на серебряной пластине выложены буквы «BIORTELMEPORTE» («Меня носит Биортельм»), на другой стороне на лезвие выложенны серебром буквы «Sigebertnmean» (вероятно, имя изготовителя).

Другой пример - надпись на мече, найденном возле Дрездена, где на одной стороне выложено слово «Ingerli», на другой «Homodei». Любопытен тот факт, что словосочетанием «Homines Dei» («люди Божьи») называли себя те, кто отправился в Крестовый поход 1099 года. Т.е. этот меч мог носить крестоносец.

Также на оружие кроме латинских надписей, как и ранее, могли быть помещены узоры из железа, реже из меди или латуни.

Интересный узор, представленный на рис. 6.9, взят с одного из мечей и является изображением так называемого «Carrocium» — одного из вариантов боевого знамени, которое прикрепляли к колесной тележке.


Рис. 6.9 Изображеный на мече карросиум.


Само по себе знамя состояло из длинного флагштока, установленного на тележке и снабженного свисающими с шестов, напоминающих корабельный гафель, флагами защитников города или командующих войсками. Вверху располагался шарообразный контейнер, в который перед сражением клали Святые Дары, и всю конструкцию венчал крест.

Рунические амулеты.

Также, похоже, существуют мастера амулетного дела. Амулеты с рунами, предположительно, были достаточно популярны, передавались из поколения в поколение, более того, перенося починки и даже модификации, нанесение новых записей.

Амулеты не обязательно могут выглядеть, как привычные круглые медальйоны. На рисунке 6.9.1 демонстрируется квадратная медная пластинка, найденная в Южном Квиннебю, на острове Оланд, Швеция, и датирующаяся XI в. Также на рис. 6.9.1 показан рунический текст на пластине с обеих ее сторон и схематическое изображение рыбы.


Рис. 6.9.1 Медная пластинка, найденная в Южном Квиннебю


Данная пластина площадью примерно 5 кв. см имеет небольшое отверстие и, судя по всему, являлась амулетом, использовавшимся, как кулон. Текст является призывом Тора и его молота в помощь некоему Бофи, что бы защитить его от зла.

В 12-13 веках изготавливалось множество рунических амулетов с христианскими формулами, отрывками из молитв, крестами. Удивительно, что была широко распространена выполненная рунами формула AGLA (Attah Gibbor Leolam Adonaj), а это уже ближе не к Христианству, а к древнему эзотерическому учению евреев - Каббале, истоками уходящую в магию египтян.
Не смотря на странное двоеверие и, в некотором смысле "успешное" взаимопроникновение христианства и рунической традиции, по мере приближения к концу последней, ее Пантеон постепенно начинает преобретать негативный окрас в сознаниях людей.

Одним из изделий, созданных на закате использования рун, является палочка из Бергена, которая датируется 1375-1400 гг. и содержит одновременно обращение к Одину и упоминание христианства. На рис. 6.9.2 рунический текст и его транскрипция латинскими знаками.


Рис. 6.9.2 Рунический текст и транскрипция на палочке из Бергена


В целом приведенный текст можно перевести, как:

"Я призываю тебя, Один, с язычеством, наибольший злодей;
согласись на это: скажи мне имя того человека, что украл;
для христианства; скажи мне теперь своего преступника.
Одного хулю я, второго хулю я; скажи мне, Один!
Теперь вызови и много дьявольских посланцев (?) со всем язычеством.
Теперь ты дашь меня имя того, кто украл. А(мен)".

Тут не все так однозначно, как может показаться. Стоит обратить внимание на фразу: "...скажи имя того человека, что украл; для христианства...". Похоже, что тут говорится не о человеке, "укравшем во благо христиантсва", а скорее содержится призыв к главе языческого Пантеона дать имя укравшего и предоставить эту помощь во имя христианства. Такой оборот подобен тому, когда кого-то заклинаниют именем Господа с целью принудить его к неким действиям. Только в вышеприведенной надписи вместо имени Бога используется упоминание христианства вообще.

Надо заметить, что смесь рунописи и язычества вместе с христианством и Каббалой наблюдалась не только в амулетном деле, но и в иных областях деятельности - сюда относятся не только упомянутые ранее камни, но и прочие письмена, колдовские гримуары, манускрипты и т.д.

Перемены в руническом писании 12-14 вв, пунктированные руны.

Странно, но в нанесении текста мастера не соблюдали высокую аккуратность, линии делались не тщательно, часто не соблюдалась параллельность в нужных местах, резы могли быть разной глубины. В смысловой же части проявлялось больше старания - мастер мог использовать различные усложнения текста или стиллизировать свою надпись под более старую.

Все же 16 рун в младших футарках через чур мало для нормального отражения звуков на письме, что и привело к дальнейшим модификациям рунных рядов, приобретая в 11 веке несколько новых локальных форм.

Среди прочих новоявленных алфавитов основными и наиболее распространенными становятся пунктированные руны, возникшие изначально в Дании и Норвегии. Своим названием они обязаны точкам, которые добавлялись к некоторым рунам рассматриваемого типа рядов. Ниже на рисунке 6.10 различные варианты пунктированных рун и рядов, хотя на самом деле тут не все вариации.


Рис. 6.10 Варианты исполнения пунктированных рун.


К XIII веку пунктированные руны вытесняют прочие вариации, а просуществовали они до XV века. Примечательны эти руны еще и тем, что следуют латинскому порядку букв, а письмена на них уже запечатлены в книгах.

Рунические поэмы. Старшая Эдда и Младшая Эдда.

Аутентичными источниками значений рун являются т.н. «Рунические поэмы». К ним относятся «Исландская руническая поэма», «Норвежская руническая поэма» и «Англосаксонская руническая поэма».

«Исландская руническая поэма» - самая младшая из поэм, разные части которой писались в период с XV в. по XVIII в. «Норвежская рунопеснь» старше, ей приписывают весьма спорную датировку XII в.-начало XIII в. А самая древняя, Англосаксонская, приблизительно конца X века, дошла до нас из Англии.

В этих поэмах показан порядок рун в рунических алфавитах, даны некоторые сведения об их смыслах и ассоциативных связях. В целом, информации такого рода в поэмах мало – и та в значительной части выражена в метафорах.

Разбору значений рун автор решил посвятить отдельное дополнение №2 «Значения рун и первоисточники – рунические поэмы.» Тема рунических поэм сама по себе обширна и при этом тесно связана со значениями рун, поэтому автор счел нужным рассмотреть ее в том же дополнении.

А пока перейдем к Старшей Эдде и Младшей Эдде, также заслуживающим особого внимания. Руны и рунические комбинации, вероятно, считавшиеся заклинаниями, упоминаются в данном скандинавском эпосе – это утверждение касается скорее Эдды cтаршей, чем младшей.

Песни, условно объединяемые названием «Старшая Эдда», сохранились в рукописи, которая найдена Бриньольвом и в свое время была написана в Исландии во второй половине XIII века. По всей видимости эта рукопись не была первой и у нее должны быть предшественники. Существует, кроме того, ряд записей иных песен, также причисляемых к эддическим. Их датировка спорна и уверенно установить ее пока что не выходит – некоторые строки эддических песен фигурируют в творчестве разных поэтов, но они могут быть цитированием, а не первоисточником. Порою старые песни содержат более поздние вставки или же объединены с другими песнями. Надо заметить, что в произведении среди персонажей упоминаются исторические личности и фигурирование таковых позволяет подвести границу возможной давности определенных эддических песен. Также наибольший возможный возраст произведения иногда выясняется из географии места, где была написана песня – к примеру «Гренландская песнь об Атли», написанная в Гренландии, не старше 985 года, так как ранее там не было скандинавов.

Даже само слово «Эдда» сейчас имеет значение, отличное от того, что оно означало первоначально. По имеющимся сведениям в средние века в Исландии «искусством Эдды» называли поэзию скальдов – древнескандинавских поэтов-певцов, а в целом известно несколько этимологий данного слова и ученые спорят о них.

В эддических песнях выделяют песни о богах и песни о героях. В песнях о богах содержится обширный мифологический материал, а в песнях о героях центральное место занимает сам герой, его деяния и прославление.

В современных русских изданиях выделяется 3 части Эдды. Упомянутые, как «приложения» относят к разделу «Эддические из не основной рукописи», но не всегда включают в издание. Ниже предоставлен перечень всех песен Эдды.

Песни о богах (Eddukvæði úr konungsbók): Прорицание вёльвы (Völuspá), Речи Высокого (Hávamál), Речи Вафтруднира (Vafþrúðnismál), Речи Гримнира (Grímnismál), Поездка Скирнира (Skírnismál — För Skírnis), Песнь о Харбарде (Hárbarðsljóð), Песнь о Хюмире (Hymiskviða), Перебранка Локи (Lokasenna), Песнь о Трюме (Þrymskviða — Hamarsheimt), Речи Альвиса (Alvíssmál).

Песни о героях (Eddukvæði úr konungsbók): Песнь о Вёлунде (Völundarkviða), Песнь о Хельги, сыне Хьёрварда (Helgakviða Hjörvarðssonar með Hrímgerðarmálum), Первая Песнь о Хельги убийце Хундинга (Helgakviða Hundingsbana in fyrri), Вторая Песнь о Хельги убийце Хундинга (Helgakviða Hundingsbana önnur — Völsungakviða in forna), О смерти Синфьётли (Frá dauða Sinfjötla), Пророчество Грипира (Grípisspá — Sigurðarkviða Fáfnisbana I), Речи Регина (Reginsmál — Sigurðarkviða Fáfnisbana II), Речи Фафнира (Fáfnismál), Речи Сигрдривы (Sigrdrífumál), Отрывок Песни о Сигурде (Sigurðarkviða in meiri — Brot af Sigurðarkviðu), Первая Песнь о Гудрун (Guðrúnarkviða in fyrsta), Краткая Песнь о Сигурде (Sigurðarkviða in skamma), Поездка Брюнхильд в Хель (Helreið Brynhildar), Убийство Нифлунгов (Dráp Niflunga), Вторая Песнь о Гудрун (Guðrúnarkviða in forna — Guðrúnarkviða önnur), Третья Песнь о Гудрун (Guðrúnarkviða in þriðja), Плач Оддрун (Oddrúnarkviða — Oddrúnargrátr), Гренландская Песнь об Атли (Atlakviða in grœnlenzka), Гренландские Речи Атли (Atlamál in grœnlenzku), Подстрекательство Гудрун (Guðrúnarhvöt), Речи Хамдира (Hamðismál).

Эддические песни, сохранившиеся не в основной рукописи (Eddukvæði úr ýmsum handritum): Сны Бальдра, или Песнь о Вегтаме (Baldrs draumar — Vegtamskviða), Песнь о Риге (Rígsþula — Rígsmál), Песнь о Хюндле (Hyndluljóð), Краткое Прорицание вёльвы (Völuspá in skamma), Песнь о Гротти (Gróttasöngr), Заклинания Гроа (Grógaldr — Svipdagsmál I), Речи Многомудрого (Fjölsvinnsmál — Svipdagsmál II), Песнь о Хьяльмаре (Hjálmarskviða, из Hervarar saga ok Heiðreks и Örvar-Odds saga), Песнь о Хервёр (Hervararkviða, из Hervarar saga ok Heiðreks), Песнь о Хлёде (Hlöðskviða, из Hervarar saga ok Heiðreks), Песнь о воинах Хальва (Hálfsrekkaljóð, из Hálfs saga ok Hálfsrekka), Загадки Хейдрека (Heiðreksgátur, из Hervarar saga ok Heiðreks), Песнь валькирий (Darraðarljóð, из Njáls saga), Речи Бьярки (Bjarkamál in fornu, из Hrólfs saga kraka).

Приложения (Viðbætir): Песнь о Солнце (Sólarljóð), Предваряющая песнь (Forspjallsljóð).

Следует упомянуть, что «речи Бьярки» на русский не переводились.

Что мы можем узнать о рунах из всего комплекса сочинений Старшей Эдды? К сожалению, очень немного. Некоторая информация содержится в песне «Речи Сигрдривы», где валькирия Сигрдрива раскрывает магические значения рун Сигурду. В строфах 6 - 13 описано 8 групп рун. Из них семь поименованы. Имени одной, предохраняющей от волшебного зелья, в соответствующей строфе нет. Вот поучения Сигрдривы.

5. Клену тинга кольчуг
даю я напиток,
исполненный силы
и славы великой;
в нем песни волшбы
и руны целящие,
заклятья благие
и радости руны

6. Руны победы,
коль ты к ней стремишься, -
вырежи их
на меча рукояти
и дважды пометь
именем Тюра!

7. Руны пива
познай, чтоб обман
тебе не был страшен!
Нанеси их на рог,
на руке начертай,
руну Науд - на ногте.

8. Рог освяти,
опасайся коварства,
лук брось во влагу;
тогда знаю твердо,
что зельем волшебным
тебя не напоят.

9. Повивальные руны
познай, если хочешь
быть в помощь при родах!
На ладонь нанеси их,
запястья сжимай,
к дисам взывая.

10. Руны прибоя
познай, чтоб спасать
корабли плывущие!
Руны те начертай
на носу, на руле
и выжги на веслах, -
пусть грозен прибой
и черны валы,
невредимым причалишь.

11. Целебные руны
для врачевания
ты должен познать;
на стволе, что ветви
клонит к востоку,
вырежи их.

12. Познай руны речи,
если не хочешь,
чтоб мстили тебе!
Их слагают,
их составляют,
их сплетают
на тинге таком,
где люди должны
творить правосудье.

13. Познай руны мысли,
если мудрейшим
хочешь ты стать!
Хрофт разгадал их,
он их измыслил
из влаги такой,
что некогда вытекла
из мозга Хейддраупнира
и рога Ходдрофнира.


Как видим, выяснить что-то конкретное по рунам из подобного текста не представляется возможным – лишь неясное описание и намеки. Возможно – тут шифр, но и тому нет свидетельств. Руной победы может быть Вуньо, а именем Аса Тюра мог бы выступать Тейваз, т.к. именно эта руна соотносится с Тюром в рунических поэмах. Упомянутая после рун пива Науд в свою очередь означает «нужда», понятие нужды в чем либо. В целом на основании известных значений рун пока что можно строить предположения, не более того.

Рассматривая руны в рамках Старшей Эдды, надо упомянуть еще одни важные строфы 142 - 164 в «Речах Высокого». Некоторые исследователи считают, что в строфах о 18-ти заклинаниях даны описания 18-ти рун; такого мнения придерживался и Гвидо фон Лист, известный оккультист и создатель Арманичееского футарка, видевший в нижеприведенном отрывке из «Старшей Эдды» доказательство существования первоначального восемнадцатирунного ряда. Однако такая гипотеза не подтверждена официальной наукой и автор работы "История рунической традиции" не относится к ее последователям. В строфах же в тут важно не только повествование само по себе, но и предостережение в строфах 144 и 145.

142. Руны найдешь
и постигнешь знаки,
сильнейшие знаки,
крепчайшие знаки,
Хрофт их окрасил,
а создали боги
и Один их вырезал,

143. Один у асов,
а Даин у альвов,
Двалин у карликов,
у ётунов Асвид,
и сам я их резал.

144. Умеешь ли резать?
Умеешь разгадывать?
Умеешь окрасить?
Умеешь ли спрашивать?
Умеешь молиться
и жертвы готовить?
Умеешь раздать?
Умеешь заклать?

145. Хоть совсем не молись,
но не жертвуй без меры,
на дар ждут ответа;
совсем не коли,
чем без меры закалывать.
Так вырезал Тунд
до рожденья людей;
вознесся он там,
когда возвратился.

146. Заклинанья я знаю -
не знает никто их,
даже конунгов жены;
помощь - такое
первому имя -
помогает в печалях,
в заботах и горестях.

147. Знаю второе,-
оно врачеванью
пользу приносит.

148. Знаю и третье,-
оно защитит
в битве с врагами,
клинки их туплю,
их мечи и дубины
в бою бесполезны.

149. Четвертое знаю,-
коль свяжут мне члены
оковами крепкими,
так я спою,
что мигом спадут
узы с запястий
и с ног кандалы.

150. И пятое знаю,-
коль пустит стрелу
враг мой в сраженье,
взгляну - и стрела
не долетит,
взору покорная.

151. Знаю шестое,-
коль недруг корнями
вздумал вредить мне,-
немедля врага,
разбудившего гнев мой,
несчастье постигнет.

152. Знаю седьмое,-
коль дом загорится
с людьми на скамьях,
тотчас я пламя
могу погасить,
запев заклинанье.

153. Знаю восьмое,-
это бы всем
помнить полезно:
где ссора начнется
средь воинов смелых,
могу помирить их.

154. Знаю девятое,-
если ладья
борется с бурей,
вихрям улечься
и волнам утихнуть
пошлю повеленье.

155. Знаю десятое,-
если замечу,
что ведьмы взлетели,
сделаю так,
что не вернуть им
душ своих старых,
обличий оставленных.

156. Одиннадцатым
друзей оберечь
в битве берусь я,
в щит я пою,-
побеждают они,
в боях невредимы,
из битв невредимы
прибудут с победой.

157. Двенадцатым я,
увидев на дереве
в петле повисшего,
так руны вырежу,
так их окрашу,
что он оживет
и беседовать будет.

158. Тринадцатым я
водою младенца
могу освятить,-
не коснутся мечи его,
и невредимым
в битвах он будет.

159. Четырнадцатым
число я открою
асов и альвов,
прозванье богов
поведаю людям,-
то может лишь мудрый.

160. Пятнадцатое
Тьодрёрир пел
пред дверью Деллинга;
напел силу асам,
и почести - альвам,
и Одину - дух.

161. Шестнадцатым я
дух шевельну
девы достойной,
коль дева мила,
овладею душой,
покорю ее помыслы.

162. Семнадцатым я
опутать смогу
душу девичью;
те заклятья, Лоддфафнир,
будут тебе
навек неизвестны;
хотя хороши они,
впрок бы принять их,
на пользу усвоить.

163. Восемнадцатое
ни девам, ни женам
сказать не смогу я,-
один сбережет
сокровеннее тайну,-
тут песня пресеклась -
откроюсь, быть может,
только жене
иль сестре расскажу.

164. Вот речи Высокого
в доме Высокого,
нужные людям,
ненужные ётунам.
Благо сказавшему!
Благо узнавшим!
Кто вспомнит -
воспользуйся!
Благо внимавшим!


В «Старшей Эдде» встречаются мотивы и персонажи, знакомые по англосаксонскому эпосу, некоторые другие наверняка попали в нее из сказаний других скандинавских стран. Вообще эддические произведения достаточно малоизученны. На счет истории поэм тех времен выдвигались самые различные точки зрения и противоречащие одна другой теории. Диапазон в датировке песен порою достигает нескольких столетий. Песни и поэмы возникали на различных территориальных локациях, среди них имеются даже те, что восходят к южногерманским прототипам.

Младшая Эдда, Сноррова Эдда, Эдда в Прозе или просто Эдда — произведение средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона, написанное в 1222—1225 годах. Оно задумывалось, как учебник скальдической поэзии. Младшая Эдда состоит из четырех частей, содержащих большое количество цитат из древних поэм, основанных на сюжетах из германо-скандинавской мифологии.

Частями Эдды являются эвгемеристический (т.е. представляющий Пантеон Асов, как смертных, вследствии их выдающихся деяний принимаемых за Богов) пролог и трех отдельных книг: Видение Гюльви (Gylfaginning), Язык поэзии (Skáldskaparmál), Перечень стихотворных размеров (Háttatal). Последние 3 части столь не похожи одна на другую, что порою вызывают споры о принадлежности всех трех авторству одного Стурлусона – понимание данного вопроса усложняет то, что оригинал Младшей Эдды не найден, равно, как и нет сведений о тех, кто мог ее дополнять, изменять или сокращать.

Эдда сохранилась в семи различных манускриптах, датируемых от 1300 до 1600 года, с независимым друг от друга текстовым содержанием. Таковыми являются пергамент codex regius 2367 из Королевской библиотеки в Копенгагене (датирован около 1325 г), пергамент Оле Ворма из Арнамагнеанского собрания в Копенгагене или же codex Wormianus AM 242, (датирован около 1350 г.), пергамент из Упсальской библиотеки codex Uppsaliensis 11, (датирован около 1300–1325 гг.), бумажный список из Утрехтской библиотеки codex Trajectinus 1374 (написан около 1600 г. с древней рукописи, близкой к двум первым пергаментам), а также три фрагмента на пергаментах АМ 748 I, АМ 748 II и АМ 757 из Арнамагнеанского собрания в Копенгагене (датированы XIV в). Имеются и бумажные списки с основных рукописей.

Между основными рукописями «Младшей Эдды» есть немало расхождений, в т.ч. и значительных.
Относительно рун, тут сведений практически нет. Тем не менее Младшая Эдда до обнаружения рукописи «Старшей Эдды» являлась фактически главным источником знаний по старой поэзии и религии для исландцев XV–XVII вв. Со Старшей Эддой Младшую связывает множество стихов, цитируемых обеими.

Рукописи 13-14 веков, выполненные рунами.

Руническое писание XIII-XIV веков не ограничивается поэмами и песнями, о чем говорят различные находки с рунными комбинациями, к примеру рунические монограммы имен "Мария" и "Иисус" на рис. 6.11, найденные в Норвегии и датируемые XIII веком.


Рис. 6.11 Рунические монограммы имен Мария (слева) и Иисус (справа).
Норвегия, XIII век.


Надписи рунами XIV века сохранились также в иных ранних исландских рукописях, таких, например, как «Третий грамматический трактат» (XIV в.), на полях различных исландских пергаментных манускриптов. Рунописью выполнен лечебник («Lægebog»), записанный примерно в 1500 г. Сюда же можно отнести знаменитые «рунические страницы» (rúnablöð), составленные по мнению исследователей в районе 1500 года н.э. и содержащие «Исландскую песнь о рунах» (rúnakvæði), а также прочие письмена.

Из рунических текстов 14 века видно, что в те времена руны еще могут использоваться населением северных стран для деловых записей, ведения учета, в церковном обиходе для надписей на утвари и стенах.

Ниже на рис. 6.12 показаны примеры деловых писем на «рунических жердях», найденных у Бергена, датирующиеся серединой XIV века (вверху) и началом XV века (внизу).


Рис. 6.12 Жерди с рунами из под Бергена.


И все же в быту руны постепенно уступают место латинскому алфавиту, более удобному для письменности. А магическое применение рун не уходит в прошлое, в частности шестнадцатирунный ряд используется для записи текстовых заклинаний.

5. ИСТОРИЯ РУН, 15-19 ВВ


Исследования рун.

Латиница все сильнее и сильнее доминирует над руническим письмом, однако в некоторых регионах руны еще весьма распространены.

По своему интересна и противоречива в этот период ситуация с рунами в Исландии.

В 16-17 вв увлечение рунами уже становится опасным занятием. Начались гонения на ведьм. И найденные при человеке рунические записи вполне могли послужить поводом для обвинения в колдовстве.

Из-за этого печальная участь постигает некоторых ученых-рунологов тех времен. Об этом говорит судьба Йоуна Рёгнвальдсона, сожженном на костре в 1625 году из-за обвинения в колдовстве, которое основывалось на том, что при нем был найден листок с рунами. Также осведомленный в рунах Йоун Гвюдмюндссон Учёный (Jón Guðmundsson lærði) в 1631 году был также обвинен в колдовстве и был вынужден покинуть Исландию, в которой тогда проживал.

Тем не менее, в этот же период холарский епископ оставляет свое имя в виде монограммы из вязаных рун на титульном листе рукописи Holm 3 4tox, а Бьёдн Йоунссон пишет свой трактат о рунах в 1642 г.

Кроме этого в бумажных исландских рукописях содержится рунологический материал, который никогда не выходил за книжные рамки. Сюда можно отнести различные издания исландской рунической поэмы. Также велись систематические научные споры о рунах и во разных работах имелись разночтения. Одним из примеров научных трудов о рунах является «Рунология» Йоуна Оулавссона. Современные исследователи располагают произведениями не только известных истории ученых, но и анонимных авторов. Сюда же можно отнести многочисленные коллекции различного рунологического материала из исландских рукописей, содержащего изображения различных видов тайных рун, вызывавших интерес в ученых кругах того времени.

Рунические календари и руны, использовавшиеся в них.

По ходу дела познакомимся руническими календарями, в частности пройдемся по рунам, в них использовавшихся. На самом деле различные найденные экземпляры датируются не только 15-м веком и позже, древнейшие из находок были изготовлены умельцами еще в 14-м веке. Но мы упоминаем о рунических календарях в теме по истории рун 15-19 вв, т.к. информация по ним в этот период более полна и богата.

У рунических календарей было не одно название, так в Дании они назывались римстоками (от rim - «календарь» и stok - «палка»), в Норвегии именовались примставами (от prim — «золотое число» и «stafir» - «дощечка»).

Древние скандинавы обычно выполняли такие изделия в виде палки или посоха длиной от нескольких дюймов до 5 футов, на эту основу уже наносились знаки. Как мог выглядеть рунический календарь, показано на рис. 7.2.


Рис. 7.2 Внешний вид рунического календаря


Что же за руны были на подобных календарях? Науке известно о существовании т.н. дневных рун (семь рунических знаков для обозначения дней недели) и лунных рун (девятнадцать рунических знаков по числу годов в метоновом цикле). И дневные (в 2-х исполнениях), и лунные руны приведены на рис. 7.1.


Рис. 7.1. Дневные и лунные руны, "золотые числа".


Также имеются сведения девятнадцати «золотых числах», по которым следили за полнолуниями. Тут явно прослеживается параллель с лунными рунами, ведь каждое из девятнадцати чисел отмечалось руническим знаком, в пользу этого говорят и внешние виды рун под обеими названиями. Числовое значение определялось алфавитным порядком, а так как в младшем футарке, используемом в те времена, было 16 рун, то для трёх недостающих чисел были созданы дополнительные руны: Arlaug (обозначал 17), Tvimaður (обозначал 18), Belgþor (обозначал 19). Праздники также обозначались специальными знаками, например изображениями животных. Еще позже дни стали обозначаться простыми чёрточками, а девятнадцать «золотых чисел» — арабскими или другими числовыми знаками.

Но об отдельных футарках для вышеописанных календарных рун говорить не приходится, они были слишком узконаправленны.

Закат старой рунической традиции.

На фоне повышающегося доминирования латиницы к 17-му веку практически исчезает использования рун в быту. Уходят в небытие один футарк за другим. Закат рунической традиции подходит к своей завершающей фазе.

При сложившейся ситуации особого внимания заслуживают далекарлийские, или дальские руны (рис. 7.3).


Рис. 7.3 Далекарлийские (дальские) руны.


Эти руны использовались в провинции Даларна (Швеция) в XV-XVII вв., и даже еще позже, аж до XIX века. Они по своим начертаниям сильно приблизились к латинице, появились чисто латинские формы букв (Ä, Ö, Å, G). Далекарлийские руны - вариант рунописи, ставший последним используемым в качестве письменности и был окончательно вытеснен латиницей в 19-м веке.

При этом не стоит забывать о эльвдальском диалекте - самобытном скандинавском говоре, сохранившемся в коммуне Эльвдален той же швейцарской области Даларна. Дело в том, что эльвдальцы использовали руны даже в 20-м веке. Имело место нанесение рун на элементы домов, мебели и пр. предметов, а также вырезание рун на деревянных палочках, с помощью которых люди обменивались сообщениями. Эльвдальские руны представляли собой более широкую версию скандинавских рун в смешении с латиницей и показаны на рис. 7.4.


Рис. 7.4. Эльвдальские руны


А так выглядит одна из построек с вырезанными на ней эльвдальскими рунами (рис. 7.5).


Рис. 7.5 Вырезанная на строении надпись эльвдальскими рунами.


Исчезоновение из обихода эльвдальских рун фактически положило конец применению рун в обыденной жизни.

Однако исследователи, еще начиная с 16-го века, сохраняют интерес к рунической традиции. Пусть всеобщая нелюбовь к ведьмам и их ремеслу была помехой изучению рунологии, но мистики, эзотерики, маги не забыли о рунах.

Как уже говорилось, начертания постоянно менялись со временем, и потому существует масса аллографов одних и тех же рун, относящихся к разным эпохам и разным местам употребления.

6. ТАЙНОПИСИ


Логично, что в средние века, как и в иные периоды развития человеческой цивилизации, возникала потребность зашифровать, скрыть и держать в тайне от посторонних глаз написанное. Способы сделать это были найдены - в письменах рунические знаки стали успешно шифроваться посредстом тайнописей, которые нередко фигурируют на камнях, амулетах и иных изделиях, иногда наряду с незашифрованными надписями.

В целом тема рунических тайнописей охватывает столь широкий период времени, что ограничить его рамками какого-либо из выделенных выше разделов было бы неверным. Потому тайнописям посвящен отдельный раздел. Более того, тайнописей существует огромное количество видов и должным образом остановиться на всех их в данной работе не представляется возможным. Эта интересная тема достойна отдельного научного труда. Но все же ее нельзя обойти стороной в «Истории рунической традиции», потому рассмотрим некоторые виды тайнописей и содержащие их артефакты.

Примером артефакта с рунической тайнописью может служить камень, изображенный на рис. 7А.


Рис. 7А Камень с рунной тайнописью.


Распространенным принципом построения рунической тайнописи был такой, при котором вместо самой руны обозначался порядковый номер атта (эттира), в который входила руна, и порядковый номер руны внутри атта. Номер атта менялся на обратный, т.е. 1-й атт обозначался, как 3-й, 3-й как 1й, 2й как 2й.

Одним из видов рунической тайнописи являются т.н. tjaldrunir («шатровые руны», или «крестовые руны») где один знак обозначает два звука: от креста отходят чёрточки, сверху слева — номер эттира, сверху справа — номер руны; снизу справа — номер эттира второй руны, снизу слева — её номер внутри Эттира. Пример артефакта с такой записью проиллюстрирован на рис. 7А и на рис. 5.2 (на камне из Рёка в верхней его части).


Рис. 7Б Некоторые рунические тайнописи


На рисунке же 7Б (а, б) показано, как выглядел бы рунический ряд, записанный крестовыми рунами при обозначении их в нижней части "креста (а)" и в верхней (б). Обратите внимание, что на рис. 7Б (а, б) одним знаком обозначается одна руна, а на рисунках 5.2 и 7А шифруется сразу две руны.

Применялось шифрование с помощью т.н. kvistrunir («ветвистые руны»), показанное на рис. 7Б (в), где от длинной вертикальной линии отходят чёрточки: их количество слева обозначало номер атта, справа - номер руны.

Также найден вид тайнописи (рис. 7Б (е)), где номер эттира обозначался общегерманской руной Эйваз, перевёрнутой в обратную сторону, а номер руны - обычной общегерманской Эйваз. Иная шифровка (рис. 7Б (г)) найдена рядом с шифровкой на рис. 7Б (е), вместе они составляют одну из надписей на неоднократно упомянутом камне из Рёка.

В ряде случаев номер эттира обозначался совмещенными рунами, а номер руны количеством чёрточек с правой стороны от вертикальной линии. Пример такой тайнописи - надпись из Вольсты на рис. 7Б (д).

Еще один тип тайнописи представляет собой шифровку, где номер эттира обозначался общегерманскими (т.е. старшими) рунами Одал, а номер руны — шведско-норвежскими Соулу; к примеру руническая надпись «oossoosss» при таком шифровании означает «ni». Данная тайнопись, а также шифровки типа kvistrunir, tjaldrunir и др. тайнописи (рис. 7Б (г, е)) найдены на камне из Рёка, что проиллюстирован на рис. 5.2. В частности на этом артефакте встречается замена номеров аттов в шифровках.

Следующая тайнопись - где номер атта обозначался перевернутыми рунами Лагуз, а номер руны - обычными Лагуз, как показано на рис. 7Б (и). Или же такая, где номер атта длинными вертикальными чертами, а номер руны короткими (рис. 7Б (ж)).

Встречаются принципиально отличающиеся типы тайнописей – когда порядковые номера эттира и руны шифровались в линиях рисунка. Или же в онадписи одни руны обозначались различным количеством других, а иные вообще не шифровались, что вызывало неразбериху для несведущего лица и невозможность понять написанное. Эти две тайнописи в частности фигурируют на артефактаах из норвежского г. Бергена.

Также гласные литеры (руны) могли заменяться определенным числом точек, как например в рукописи «Codex Salisburgensis, 140»; или же руны могли писаться отзеркаленными, также у рун могли убираться или добавляться лишние резы.

Отдельный вариант рунической тайнописи - «вязаные руны», в которых совмещалось несколько рун на одной черте. Как могут в принципе строиться рунические вязи, проиллюстрировано на рис. 5.9 (з).

Но настоящие вязанные руны не только шифровали, но и стилизовали. Порою записывали строчкой сразу несколько таких вязей, где каждая вязь могла означать слово или мыслеформу. «Вязание» рун легло в основу составления банд-рун и гальдраставов, о которых будет рассказано позднее, в разделах "Работа нацистов над гальдраставами", "Современные практики с рунами" и дополнении №1 "Гальдраставы и банд-руны".

Сейчас все же рассмотрим пару любопытных примеров, выделяющихся на общем фоне.

На рис. 7Д представлены вязаные руны с камня из Сёндер Киркебю, Дания, датирующийся второй половиной X века. Они означают «Thur uik runar», что переводится, как «Да благословит Тор [эти] руны» - они записаны по вертикальной линии относительно друг-друга, а не в строку, как обычно практиковалось древними мастерами рунописи.


Рис. 7Д Вязаные руны на камне из Сёндер Киркебю.


Что касается написания рунических вязей в строку, примером может служить амулет в виде металлической пластины (рис. 7Г), найденный в Городище на территории Новгородских земель, датировка которого остается неизвестной.

Стиль надписей на нем совпадает с аналогичными находками, показаными на рис. 6.7 в подразделе «Рунические артефакты на Древней Руси и окрестных территориях», а именно на другом амулете из Городища в Новгородских землях и на амулете из Старой Ладоги. На всех этих амулетах присутствует тайнопись в виде набора комбинаций совмещенных стилизованных рун, записанных построчно.


Рис. 7Г Рунический амулет из Городища в Новгородских землях.


На рис. 7Г показаны обе стороны амулета – А и Б, причем на стороне А надпись древнее, чем на Б.

Сторона А содержит и старшие, и коротковетвистые руны, а также тайнопись. Эта надпись предположительно читается, как «g w a R i f a r l a d», т.е. «защищённый [на пути] в опасную землю».

На стороне Б расположено 12 знаков, нацарапанных острым предметом. Знаки с первого по одиннадцатый исследователи считают младшими скандинавскими рунами, но надпись из них включает в себя как «прямые», так и отзеркаленные руны со своеобразной графикой и избыточным количеством ветвей. Последний же символ походит на ветвистые руны. Эти знаки порождают столь большое количество возможных вариантов их прочтения, что расшифровать надпись не представляется возможным.

На подобных примерах мы видим, на сколько изощренные и недоступные для непосвященных шифры могли создаваться из рун и как далеко могла зайти фантазия древних шифровальщиков.

В целом тайнопись использовалась в письмах частного или делового характера. Помимо этого среди текстов, выполненных тайнописью, встречаются стихи, фольклор и пр. Разнообразные личные записи тоже шифровали тайнописью, в т.ч. и описания магических действий. 
Категория: История рунической традиции | Добавил: Ваавит (13/10/2015) E W
Просмотров: 2493 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
1 Ваавит • 16:20, 27/04/2016
В фрагменте "История рунической традиции (II)" внесены следующие правки.
______________________________________________________________________

* В разделе "История рун, 10-14 вв." изменено название подраздела "Рунические скандинавские артефакты 10-11 веков" на "Рунические камни 10-11 веков".
Подраздел дополнен новой информацией, в т.ч. о Хэллестадских рунических камнях, также в нем проведены некоторые стилистические правки.

* В подраздел "Рунические артефакты на Древней Руси и окрестных территориях" внесены правки и дополнительная информация.

* Подраздел "Руническая традиция и христианство" дополнен, в частности информацией по Борнхольмскому амулету, также в нем проведены стилистические правки.

* В подразделе "Руны на оружии 10-13 веков" проведены небольшие стилистические правки.

* В подразделе "Рунические поэмы. Старшая Эдда и Младшая Эдда" аналогично.

* После раздела "История рун, 15-19 вв." добавлен новый раздел "Тайнописи", содержащий исправленный материал из убранного одноименного подраздела и новую информацию. 

* Изменены номера некоторых рисунков исходя из текстовых изменений (добавлений и перестановок); сделан ряд правок по орфографии и пунктуации.
avatar
Вход на сайт
Поиск
Блок Меню
Школа Рунической Магии


Наши партнеры и проекты




ДРУЗЬЯ, ЕСЛИ ВЫ Повстречали БИТУЮ ССЫЛКУ СООБЩИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ОБ ЭТОМ ИСПОЛЬЗУЯ ФОРМУ НА ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЕ (СПАСИБО)

© 2024 (О.Х.З.) Орден Хранителей Знаний • Все права защищены • При копировании любых материалов, либо их фрагментов ссылка на сайт обязательна.

Используются технологии uCoz


"Феникс в хрустальной темнице"

< Включить мобильный режим >