ERA | Дата: Воскресенье, 16/10/2016, 12:38 | Сообщение # 1 |
Квадрарх
Группа: Ученик Школы Рун "Legacy"
Пол: Женщина
Сообщений: 571
Статус:
|
Руническая психология
Наука о душе — психология — сложный, но основополагающий аспект рунических (эзотерических) исследований. Познания о душе, которыми обладали древние германские народы, были не менее развитыми и точными, чем у любых других народов в истории, и во многом превосходили по сложности те, что, как правило, доступны нам сегодня. Значительная часть этого чудесного мира может быть восстановлена путем изучения слов, которыми люди древности описывали различные связанные с душой концепции и психофизические процессы. Очевидно, что если некая группа обладает высокоспециализированной или разработанной терминологией в какой-либо сфере деятельности, это значит, что, во-первых, члены этой группы в деталях представляют себе происходящие процессы и нуждаются в терминах, позволяющих различать разнообразные известные им аспекты; а во-вторых, — то, что эта сфера обладает для них значительной важностью. Помимо идеи «души», умы германцев занимает концепция «судьбы» — Wyrd, К ее пониманию невозможно прийти в отрыве от знания о душе; она, в свою очередь, поможет объяснить, как происходит деятельность души в каждом из нас.
Формы души
Обсуждать понятие души в отрыве от тела в рунической традиции было бы идеологически неверно. Тело и душа тончайшим образом связаны, но, как это ни парадоксально, могут быть сознательно отделены друг от друга посредством работы с рунами. Естественным путем этот же процесс происходит при счерти. Говоря о «человеке в целом», аккуратнее всего, возможно, было бы использовать несколько громоздкий термин «психофизический (или психосоматический) комплекс» (душа/тело). В любом случае, душу составляют несколько различных аспектов — сущности и/или субстанции, которые могут дремать в отдельном индивидууме, но у работающего с рунами пробуждаются к жизни. Неудивительно, что вскоре после того, как народ теряет терминологию, описывающую некое явление, само это явление вскоре исчезает из народной памяти. Изучение рун и работа с ними пробуждает эту память вновь.
Поскольку скандинавы приняли христианство последними из германских народов, и поскольку в Исландии ранние стадии распространения христианства отличались большой терпимостью, древнеисландский язык и культура сохраняют элементы рунической психологии в наиболее нетронутом виде. На этих знаниях и основан настоящий анализ. Тем не менее, у всех остальных германских народов — у англосаксов, готов и других, по всей видимости, были аналогичные системы.
«Человека в целом» составляют девять психологических структур (каждая из которых, в свою очередь, более или менее составная):
1. Физическое тело состоит из нескольких элементов. Собственно тело (др.-исл. lík) — продукт взаимодействия разных субстанций (др.-исл. efni), таких, как «внешность» (специальный др.-исл. термин lá, относящийся и к волосам; также др.-исл. sjón, см. ниже hamingja) и «движение» (др.-исл. læti), здоровье или хорошее сложение (др.-исл. litr). Все это — дары бога Лодура. «Субстанции» тела служат воротами в другие измерения личности и они же являются объектами магических действий. Таким образом, определенные тонкие субстанции тела становятся центрами развития личности, или человека полного осознания — человека, осознающего все аспекты в состоянии экзальтированного эго.
2. Субстанция формы (др.-исл. hamr), прочно связанная с «телом». Она составляет гибкую основу, или тонкую матрицу, физической реальности. Тем не менее, она может, будучи подчинена воле (в сознании, др.-исл. hugr) вызывать к жизни сначала тонкие, затем все более вещественные формы в соответствии с волей. Эго — сила воображения. Б своих крайних формах она может вызывать «материализацию» воображаемых существ (природных и сверхъестественных), на которые может быть спроецировано сознание. Древнеисландская литература полна описаний подобных явлений. Как правило, при этом маг-vitki лежит, словно мертвый или спящий, в то время как в другом месте он материализуется в образе животного и таким образом может сражаться с врагом либо скрыться от него. Если животное ранить, сам vitki также получает повреждения.
3. Вдохновение (др.-исл. ódhr) — дар бога Хёнира. Это такой же чувственный опыт, состояние сознания, как и все остальные. Это состояние — на уровне эмоций ощущаемое почти физически — подъема из обыденного состояния сознания на высший уровень энергии и вдохновения. Слово ódhr имеет тот же корень, что и имя Одииа; это сила, которой Один управляет, активная сущность, движимая волей.
4. Тесно связано с даром вдохновения дыхание жизни (др.-исл. önd), дар Одина. (Следует помнить, что триада Один-Хёнир-Лодур представляет собой три сущности Одина). Önd — «божественная искра», всепроникающая жизненная энергия, основа всей жизни и основной принцип действия рун. Это понятие близко к индийской концепции праны, а само слово родственно санскритскому атман (дух, самость). Это — мост к высшим уровням бытия.
5. Разум (др.-исл. hugr) — воистину сложная сущность. Он состоит из трех частей: 1) волевого акта, 2) восприятия и 3) познания. Это вотчина боли и, как таковая, обладает способностью ассимилировать другие составляющие психофизического комплекса, делая их частью себя. Поэтому в древнескандинавской литературе термин hugr часто используется тогда, когда следовало бы ожидать упоминания других составляющих. Ом замещает собой личности продвинутых повелителей рун, поскольку их эволюция вес дальше заходит под контроль осознания. Благодаря этому свойству психики осуществляется сознательное аналитическое мышление. Оно синонимично функциям левого полушария мозга.
6. «Память» (др.-исл. minni) тесно связана с «разумом». Эги два психических аспекта представлены двумя воронами Одина: Хугином и Мунином («Разумом» и «Памятью»). Это понятие — действительно память, однако суть его значительно шире, нежели то, что мы обычно связываем с этим термином. Это нечто большее, чем просто воспоминание о прошлых событиях; это — кладовая всех тайн, великое вместилище рун. Поэтому в «Речах Гримнира» Один говорит о соотносительной важности Хугина и Мунина следующее:
Хугин и Мунин
над миром все время
летают без устали;
мне за Хугина страшно,
страшней за Мунина, —
вернутся ли вороны!
Слаженная работа разума и памяти составляет то, что называется умом. Разум обрабатывает внешние стимулы (включая те, что поступают от памяти), тогда как память (minni) рефлексирует, пользуясь собственными бесконечными запасами. Minni соответствует правому полушарию.
7. Душа (др.-исл. sát) обычно вступает в игру только после смерти. Это тень — тонкое тело, в котором психические сущности (или некоторые из них) фокусируются после гибели физических составляющих. В жизни это та часть психики, которая пассивно принимает последовательность человеческих поступков и остается отрицательным пространством, за счет которого личность расширяется. Она аналогична юнгианской концепции «тени» как суммы непроявленных аспектов психики, обсуждаемых в следующем разделе.
8. «Двойник» (др.-исл. fylgja) во многих отношениях представляет собой противоположно, светлую сторону тени. Для мужчин он — женского пола, для женщин — мужского. На самом деле «двойников», или «духов-союзников», три — в человеческой, животной и геометрической формах. У каждого из этих образов своя функция. Человеческая форма сопровождает человека в течение всей жизни и может передаваться из поколения в поколение — либо от родителей к потомкам, либо путем осознанного проецирования. «Двойник» в образе животного обычно выглядит как зверь, соответствующий характеру человека, с которым он связан, — волк, орел, лошадь, лиса, мышь и т.д. Посредством магических действий маг-vitki может отделять от себя «двойника» и может также спроецировать на него свою волю для осуществления магических операций. Те, кто обладает так называемым «вторым зрением», часто видят геометрические фигуры спереди от людей, наделенных великой силой. «Двойник» помнит действия всех личностей, к которым ранее был прикреплен. Это — источник великой силы, но также и громадной ответственности и даже значительных трудностей. Эта сущность — вместилище örlóg — может защитить, но может и подписать приговор. Сущность «двойника» весьма близка, а в некоторых случаях совпадает с сущностями валькирий и дис.
9. «Удача» (др.-исл. hamingja) человека — понятие очень сложное и во многом тесно связанное с «двойником». Лингвистически — это производное от слова hamr (напр., ham-gengja, «тот, кто ходит, приняв иную форму»). Hamingja — это концепция силы, аналогичная полинезийской мана, ирокезской оренда и др. Ей также соответствуют несколько антропоморфных символов; составляют ее: 1) «удача» (личная сила), 2) дух-хранитель (символически — производное этой удачи) и 3) способность к перемене обличья (исходное значение этого понятия). Широкий спектр сознательно желаемых действий развивает эту магическую способность. Она может передаваться от одного человека к другому (хотя действие ее кратковременно, если только она не прикреплена к супруге-«двойнику»). Hamingja — это коллективная сила (и основная в отдельном человеке). Она питается и питает жену-«двойника» силой, так что мы можем считать, что на время жизни человека образуется комплекс hamingja-fylgju, действующий в согласии.
Схематическое изображение психофизичекого комплекса (рис. 12.1), возможно, поможет создать более ясную картину того, как эти различные концепции соотносятся и взаимодействуют друг с другом. Тем не менее, поскольку на самом деле реальность этой модели, как и Иггдрасиля (рис. 10.7) многомерна (или даже вообще вне измерений), двух- или даже трехмерная модель будет не вполне адекватной.
Прочие структуры на рисунке включают эго, или понятие «я», и магическое «эго» (или личность). «Я» (др.-исл. ek) связано, или совпадает, с именем или именами человека. Следуя пути Одина, мастер рун, развив прочные связи с «двойником» и усилив другие аспекты души, образует сущности магических «я», сотрудничающих с « двойником». Эти альтернативные личности обычно того же пола, что и «физическое тело». У каждой из этих личностей есть имя, и ее можно вызвать применением соответствующей формулы. В этих магических формах мастер рун производит действия с рунами. Магические личности могут быть весьма многочисленны, но каждая занимает свою часть психофизического комплекса; каждая из них — сверхсознательная сущность. Именно в этих понятиях следует видеть сущность одинизма. В этом также сокрыт ключ к пониманию германской героической мифологии, и каждая из рун отвечает, как минимум, за один аспект этого мира.
Руническая психология и психология юнгианская
Единственная современная теоретическая психологическая модель, способная сравниться по силе с древней германской практической наукой о душе, разработана швейцарским психиатром КЛ.Юнгом. Юнгианская психология была ранее предметом «оккультных» исследований, однако германская система, как неожиданно оказалось, прекрасно согласуется с ее структурой и частично объяснима в юнгианских терминах. Сам Юнг уделил определенное внимание архетипу Вотана в статье, в которой сравнивал полузабытый архетип с сухим руслом, которому не хватает только вод жизни, чтобы вновь войти в старые берега50. То же верно и относительно понятия души. Многое из того, что относится к душе» наша культура утратила, оторвавшись от представлений наших предков о ней и получив взамен лишь туманные, зачастую противоречивые доктрины. Пришло время водам жизни вернуться в старые русла, и души оживут вновь.
Психологическая схема Юнга характеризуется определенными структурами, как показано на рис. 12.2. Разумеется, в схеме Юнга отсутствуют откровенно относящиеся к сфере практической магии функции hamingja-fylgja, no их отражения остаются в процессе «алхимического брака» между анимусом и анимой (мужской и женской сторонами души). Именно в общем процессе образования союза между сущностями противоположного пола более всего сходятся на практическом уровне эти две системы. Кроме того, юнгианские техники, посвященные активизации «трансцендентной функции», пойдут на пользу в любой попытке установить контакт с «женой-двойником» или с «текущим» сегодняшним двойником.
Вдобавок «тень» у Юнга в значительной степени напоминает «тень души» в древнегерманской традиции. Даже у богов есть тени, ибо тень — это именно то, чем Локи является для Одина. Возможно, наиболее примечательной особенностью юнгианской психологии является структура коллективного бессознательного. Вкупе с теориями взаимодействия полушарий мозга она теснее всего приближается к определению истинной природы minni и тайн, пониманию которых учит нас Мунин.
Э. Торссон
|
нет доступа | |
Наши партнеры и проекты
ДРУЗЬЯ, ЕСЛИ ВЫ Повстречали БИТУЮ ССЫЛКУ СООБЩИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ОБ ЭТОМ ИСПОЛЬЗУЯ ФОРМУ НА ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЕ (СПАСИБО)
|