Человек, как самоорганизующаяся информационная система
Человек, как самоорганизующаяся информационная система
Если попробовать рассмотреть себя, биологически организм, как самообучающуюся информационную систему, то какая картина получится? Тезисно можно попробовать описать картину следующим образом:
1. Человек способен получать некоторые входные данные, посредством рецепторов.
2. Человек способен генерировать собственные импульсы, например, эмоциональные, которые не обязательно связаны с событиями окружающей объективной реальности.
3. Человек совершенствуется и обучается в процессе взаимодействия с миром непрерывно усложняясь.
4. Когда уровень сложности системы превышает некоторое пороговое, критическое значение, система эволюционирует или деградирует.
Последний фактор для нас особенно интересен. Когда сложность системы становится чрезмерной, и внутри нее происходит слишком большое количество равнозначных процессов, она становится нестабильной и вынуждена либо разрушиться, из-за внутренних противоречий, либо видоизмениться во что-то более сложное, Усложнение системы происходит за счет обобщения, группировки ее компонент по какому-то признаку. Например, группы клеток выполняющих схожие функции собрались вместе и сформировали орган. Наше мышление в этом смысле ничуть не выбивается из общих законов. Мы начинаем развиваться, оперируя самыми простыми понятиями. Приятно — не приятно, светло — темно, грохот — тишина. Т.е. понятиями напрямую связанными с нашими ощущениями. На эти базовые сигналы начинают накладываться действия: ощущаю голод — нахожу еду, ем. На базовых сигналах, потребностях, начинает строиться сложный каркас значений. С течением времени он продолжает усложняться, пока не будет превышен некий порог. То есть пока количество значений, которыми мы оперируем, не окажется столь велико, пока они не окажутся настолько тонкими, что мы потеряем возможность контролировать их все. В этот момент у системы начинается обвал значений и понятий, а у человека — кризис и, весьма вероятно, смена ценностей. Также обвал значений может произойти, если у организма недостаточно физического ресурса, для того чтобы поддерживать такое количество значений.
Дальше человек словно бы начинает жить сначала. Познает что-то новое, начинает видеть недоступные ранее грани знакомых, вроде бы, вещей. Но по большому счету он не видит новое. Он просто открывает заново старое. Развитие системы дошло до предела, нарушилось, и ее формирование началось снова. И так несколько раз в течение всей жизни.
Есть другой вариант развития событий. Мы в состоянии изменить опорные точки, на которых строится усложнение системы. Начать опираться на те значения, которые актуальны для нас сейчас, но находятся в том же разрезе, в том же масштабе. И тогда сможем, сохраняя общее направление развития личности, продолжать открывать для себя все новые и новые горизонты, так и пройдя через кризисное состояние. Но при этом не будем иметь возможности для усложнения. Вырастили ветку значений насколько могли, оставили ее в таком положении и начали растить новую. Когда она станет настолько же сложной, как текущая, мы можем заняться следующей. Но таким способом дальше определенной границы нам не пройти. Насколько хватит сил, не более.
Есть третий вариант. Здесь также может произойти обобщение понятий, которыми мы оперируем. Когда яблоко, становится не вот этим, конкретным, красивым, сладким с кислинкой фруктом, а просто яблоком. Не важно каким. Фруктом определенной формы, растущем на определенного вида деревьях. Когда машина становится не крутым джипом, марки Toyota, а просто чем-то, передвигающимся по городу на четырех колесах. Это означает, что произошло обобщение малозначимых понятий в группы. И наше мышление становится совсем другим. Менее конкретным, но более масштабным.
В результате такой трансформации мы начнем постепенно усложнятся на следующем уровне. Слой понятий, который был до этого изменения останется нам доступен, но уже значительно слабее. А слой понятий, с которого началось строение предыдущего слоя — уже почти неощутим. Уровень доступности будет уменьшается чуть ли не в логарифмической прогрессии.
То что нам перестает быть осознанно доступно, мы снова условно назовем «подсознанием», поскольку крутятся эти смыслы на такой глубине, куда с нынешней позиции уже хода практически нет. И сунуться туда с попыткой что-то изменить с текущего уровня,это примерно то же самое, как слона пустить в посудную лавку. Будет много шума и грохота.
Но прелесть в том, что ничто не мешает нам работать с более глубокими, ранними слоями по принципу «черного ящика». Т.е. входят одни сигналы, выходят другие. Выходящие нас не устроили. Посмотрели на ящик и сказали: должно работать так! Ящик принял к сведению и произвел коррекцию, потому как функционал по изменению данных на каждом из слоев тоже часть нас и никуда не делся. Но если раньше внести изменения там требовало значительных усилий, то оказавшись слоем выше мы можем провести коррекцию быстрее и проще. Если, конечно, захотим этим заниматься.
Обобщение понятий, с которым мы сталкиваемся на протяжении жизни и плюс и минус развития субъекта. Плюс, поскольку в результате мы получаем то, что называется навык, который, впоследствии, можем использовать не задумываясь о том, что и зачем мы делаем. Что упрощает жизнь и сокращает временные расходы на оценку каждого конкретного действия. Минус — вытекающая из этого шаблонность мышления. Действуя согласно правилам, которые мы для себя определили, мы начинаем терять гибкость мышления, возможность оценивать изменяющиеся обстоятельства. Действуя исключительно в рамках собственного шаблона мы можем упустить из вида момент, когда этот шаблон перестает быть для нас актуальным, когда оркужающая ситуация изменилась на столько, что выстроенная изначально последовательность действий уже не может привести нас к ожидаемому результату, но при этом мы раз за разом выполняем те же шаги, не замечая ситуации, обнаруживая только, что почему-то получать желаемое все сложнее, хотя мы действуем правильно с нашей, субъективной точки зрения. Этот феномен менее проявлен у людей творческих профессий, и куда заметнее у тех, от кого требуются более простые, повторяемые действия. Но даже в самом сложной деятельности, требующей большой гибкости, всегда можно выделить общие подходы к решению вопроса, а как только это сделано, начинается процесс обобщения. Дальнейшей группировки значений и умений. Уметь замечать новые детали в самых типичных и обыденных вещах важно для того, чтобы не закостенеть, не застыть в процессе усложнения и совершенствования механизмов мышления, поскольку стоит этому произойти, и развитие замедляется. А может и остановиться полностью. Часто в этом случае человек говорит, что он «нашел свое место в этом мире». Нет такого места. Наше сознание, наше мышление, наш субъект — это процесс анализа и обработки данных из окружающей реальности. У него не может быть какого-то одного места, которое может быть занято раз и на всегда. Для него существуют исследуемые области. И как только область изучена достаточно, она должна быть изменена, чтобы эволюция сознания не останавливалась на достигнутом.
Один из вариантов решения этого вопроса - настройка механизмов работы своей психики таким образом, чтобы она целенаправленно отслеживала, искала, «документировала», новые яркие события и изменения, которые считаются не важными в рамках шаблонного действия, но тем не менее, это вещи происходящие в мире в текущий момент, и они способны влиять на ситуацию в целом. Возможность замечать новое, даже двигаясь в рамках имеющейся «колеи» обеспечивает доработку самого отлаженного, детализированного шаблона действий и способствует развитию творческого подхода к решению любых вопросов.