Никого над нами, кроме Творца!
Понедельник, 30/12/2024, 19:48
Гость | |
Орден Хранителей Знаний
Главная | Публикации | Регистрация | Вход

Меню сайта
Школа Магии Школа Магии
Информационный блок
****
Если Вы не можете войти,не можете зарегистрироваться, не работает аккаунт или не получается попасть на Цитадель, свяжитесь пожалуйста с администрацией.
С администрацией можно связаться по почте: orden.hraniteley.znaniy@gmail.com
Для отправки сообщения можно также воспользоваться
"обратной связью".

Так же стоит ознакомится с FAQ по сайту где вы можете найти ответы на вопросы, часто возникающие в ходе использования сайта.
"FAQ".

****

☽◯☾ Хотите обучится рунической магии и мантике,а также работе с глифами?☽◯☾
☽◯☾ Записывайтесь на обучение☽◯☾
"Обучение рунной магии"

****

Хотите обучится магии?
"Обучение: наши Школы и Курсы разных направлений"

****

У нас Вы можете пройти инициацию в Живу.
У нас Вы можете пройти инициацию в Рейки.
"Энергетические настройки и инициации"

****


История Рунической Традиции (V) Дополнение №1
Фрагмент работы "Дополнение №1" исправлен. В комментариях я (автор) буду освещать, чего коснулись правки.

<к предыдущей части

к следующей части>

ДОПОЛНЕНИЕ №1 - ГАЛЬДРАСТАВЫ И БАНД-РУНЫ


Гальдраставы или гальдрастафы (оба названия распространены и происходят от англ. слова Galdrastafir) — это магические руноподобные знаки, появившиеся в эпоху раннего Средневековья в Исландии. Название Galdrastafir образовано древнеисландскими словами galdr – заклинание и stafir – дощечка или же знак. Считается, что такие знаки представляют собой несколько или множество совмещенных рун, нередко сильно стилизованных. Кроме того есть множество гальдраставов, состоящих не только из рун или не имеющих в своем составе рун вообще; также немало спорных случаев, не поддающихся расшифровке.

Существует несколько видов гальдрастафов:

1. Эгисхьяльмы, также называемые агисхьяльмы («шлемы ужаса» или «шлемы благоговения») – знаки, которые создавались с целью испугать врага, а также для прочих целей. Трудно окончательно установить, содержат эгисхьяльмы в себе именно руны, или состоят из иных геометрических построений, но они выделяеются на фоне прочих разновидностей гальдраставов характерной лучевой симметрией.

2. Гальдpамюнды – магические рисунки, изображения вещей и существ, имеющие очень широкое применение.

3. Собственно гальдраставы, не относящиеся к гальдрамюндам и эгисхьяльмам, также использующиеся в широком диапазоне целей – эти магические знаки имеют вид наложенных друг на друга и записанных по отдельности, нередко видоизмененных, стилизованных рун, к которым могут быть добавлены дополнительные резы. Надо добавить, что по мнению некоторых деятелей рунологии к гальдраставам можно отнести также знаки, содержащие нерунические символы, но все равно не являющиеся абстрактными рисунками.

В общем смысле гальдраставом считается любой знак магического толка в культуре древних северных народов Европы, в более узком смысле гальдраставы рассматриваются, как пример соединения разных рун в единый символ. На самом деле грань между гальдраставами и гальдрамюндами зыбка и размыта, а принадлежность многих из них к одному или другому типу спорна.

Принципы составления гальдраставов до конца не изучены. Но определенные методы известны. Например перевод слова, фразы или целого текста из обычной рунописи в систему рунических вязей или в тайнопись, которая в свою очередь вырезалась на материальном носителе; далее, если было предусмотрено, данный носитель мог закапываться, сжигаться, подкладываться к объекту магического воздействия, съедаться, тайно носиться под одеждой, наоборот показываться врагу или испольозваться иным методом.

Надо заметить, известно мало случаев, когда одиночная руна или несколько рун использовались, как отдельная магическая печать, обозначая лишь мыслеформу или совокупность мыслеформ, а не зашифрованное текстовое заклинание. Однако именно такой подход получил наибольшее распространение сегодня.

В целом современные рунические «ставы» и «скрипты», образованные наложением друг на друга рун с упором на их мыслеформы и общую мыслеформ рисунка, отличаются и по стилистике внешнего вида, и по принципу составления от исконных гальдраставами. Зачастую это отличие столь разительно, что их уместнее было бы назвать магическими печатями, но не гальдраставами, т.к. от гальдраставов в них не остается ничего, кроме самого факта наличия рун, да и те нередко оказываются взяты из ненастоящих рунических рядов.

Но вернемся к теме настоящих гальдраставов.

Некоторые деятели науки склонны считать, что эти малоизученные символы являются знаками более древними, чем становление футарка, но тем не менее признают факты вхождения в их состав собственно рун.

Знания по гальдраставам содержались в магических манускриптах (гальдрабуках или гальдрабоках – как их часто сейчас называют).

До наших дней сохранился только один гальдрабук — Гальдбрук, показанный на рис. 12.1 и написанный в четырьмя людьми (три исландца и один датчнин) в период с конца XVI — середины XVII веков. Перевод на английский язык был опубликован издательством «Сэмьюэл Вейзеp» в 1989 году. На русский же, по всей видимости, разные авторы переводили его отрывками.


Рис. 12.2 Гальдбрук.


В целом Гальдбрук содержит описания 47-ми магических практик. Среди них создание жезлов с нанесенными символами, могущих испортить здоровье врага или убить принадлежащее врагу животное, наслать на неприятеля метеоризм при ударе по нему, для привлечения благосклонности влиятельных персон, поимки вора, защиты дома и т.д. Также описано нанесение знаков на пищу и др. В большинстве своем магия Гальдбрука предназначена для отвращения бед – исцеления недугов, потребностей решить житейские проблемы.

Еще одна книга именуется Гальдраквер (рис. 12.2) - исландская рукопись ХVII века, написанная на коже животных и содержащая информацию о магических печатях, молитвах, амулетах.


Рис. 12.2 Гальдраквер.


Некоторую информацию о гальдраставах исследователи получали из прочих источников, но они сохранились лишь фрагментами и не дают достаточно целостных знаний.

Исторические свидетельства о некоторых магических книгах XVII века позволяют составить общее представление об их содержании. Например, ряд таких книг принадлежал пастору Йоуну Ученому (1574 – предположительно 1650 гг), которыми в 1625 году завладел пастор Гудмунд, сын Эйнара из Стадарстада. Гудмунд взял их за основу для собственного трактата, написанного в 1627 г. В своем труде Йоун осуждал эти книги, но распространил знания из них в виде текстов, называемых kreddur (в переводе «суеверия»).

Пример более поздних источников знаний о ставах - рукопись под названием «Хульда», которую приобрел коллекционер Гейр Вигфуссон из Акюрейр, живший в ХIX в. Но описания мистических практик и символов из этого манускрипта гораздо старше, в чем можно убедиться, сопоставив их с содержанием иных текстов.

Существуют легендарные свидетельства о двух гальдрабуках, чье существование окончательно не подтверждено.

Один из них называется Раудскинни («Красная кожа»), автором которого является епископ Готтскальк. Если верить легендам, этот манускрипт был записан на кроваво-красной бумаге золотыми рунами. Считается, что он был погребен вместе со своим автором. Некий человек, известный как Гальдра-Лоптур попытался выкопать епископа и даже поднять из мертвых с целью завладеть сведениями из Раудскинни, однако Лоптуру не удалось добиться своей цели — он сошёл с ума и умер в 1722 г. А судьба гримуара неизвестна.

Другой манускрипт — Граскинни («Серая кожа»), включал в себя две части, написанные на разных языках: первая — латинскими буквами и содержала информацию о небольших магических действах и искусствах, а вторая – некими «ошибочными» или «заблудшими рунами» и считалась более опасной.

Обе книги получили репутацию черномагических и запрещенных христианской церковью.

На рисунке 12.3 показаны некоторые из существующих гальдраставов, рассортированных по видам. С №1 по №5 - собственно гальдраставы, с №6 по №10 – эгисхьяльмы, с №11 по №17 – гальдрамюнды, а №18*, №19*, №20* и №21* (т.е. знаки, чьи номера помечены звездочкой) у автора работы вызывают сомнения – к какой группе их отнести.

Обзор всего разнообразия облика и областей применения гальдраставов – тема очень обширная. Все же постараемся рассмотреть как характерные, так и малоизвестные моменты в данном вопросе. Выходя за рамки историческо-теоретической составляющей данного труда, вскользь коснемся некоторых практических наработок для более обширного представления об использовании ставов.


Рис. 12.3 Гальдраставы и их разновидности – эгисхьяльмы и гальдрамюнды.


Начнем, рассмотрев символы на рис. 12.3

№1 и №2 – в трудах известного современного рунолога Стивена Эдреда Флауэрса (он же Эдред Торссон) это гальдраставы, упоминаемые под названиями «Личная Сила» и «Вдохновение» соответственно. Став №1 составлен из рун слов «мятт» (сила) и «мегин» (могущество), а став №2 связан из рун слова Одрёрир (так в мифах северных народов назывался священный мед скальдов, добытый Одином). Это одни из немногих примеров неаутентичных гальдраставов, внешне очень схожих с таковыми, и единственные неаутентичные гальдраставы на рис. 12.3. Придуманы самим Флауэрсом.

№3 – известен, как гальдрастав, в котором зашифровано имя Одина. Надо заметить, в магии северных народов часто имена Богов связывали с магическим эффектом.

№4 – знак из коллекции Йона Арнасона, это также руническая вязь - гальдрастав, означающая одно из прозвищ Одина – Тундур, т.е. «Гремящий» или, возможно, "Распятый". Этот знак может дать защиту и власть над врагами.

№5 - гальдрастав "uppgötva galdur". Если верить информации из интернета, который сам по себе в вопросах магии сомнительный источник, то данный став служит для для выяснения, есть ли магическое воздействие на человеке. Так же на интернет-рессурсах сказано, что став рисуется произвольно, но нужно соблюсти очередность начертания "квадратов": сначала левый (цифры сбоку также пишутся), потом правый, и последним нижний. После того, как став нарисован или вырезан, его советуют класть в воду вместе с вещью или волосом человека, на котором собираются диагностировать магическое воздействие, и оставляют примерно на 5 часов: если вода станет мутной или обретет налет, то воздействие есть, если же вода останется чистой - его нет. Также советуют после испольозвания став сжигать (если был на бумаге и размок, то просушить и все равно сжечь). Откуда это рецепт - автору "Истории рунической традиции" выяснить не удалось.
Встречается и иное описание знака: "Нижеследующие знаки для защиты от всякого зла на море и на земле. Напиши (вырежи) их на шкуре теленка-первенца и носи постоянно с собой" - оно выглядит более правдоподобным.

№6 – простой эгисхьяльм, напоминающий 4 руны Альгиз, служит для рассеивания магических атак или отражения их (по сведениям различных людей у знака первый или второй эффект). И в этом нет ничего удивительного - воздействие символа может разниться в зависимости от ньюансов работы и личных качеств мага. Но Альгизы ли в нем или просто черты с разветвлениями - доподлинно неизвестно, разные рунологи трактуют геометрию знака по-своему.

№7 – символ может как усиливать обладателя в плане магических практик, так и предотвращать ненужное рассеивание энергии носителя и обеспечивать защиту (опять же, его воздейсвтвие разнится у разных практиков).

№8 – эгисхьяльм, дающий власть над врагами и магическую защиту, также помогающий накапливать личную силу (аналогично двум предыдущим случаям, есть разногласия в функциях знака).

№9 – шлем ужаса, служащий для вызова страха у врагов и предотвращающий неуместную растрату собственных сил, содержится в Гальдраквере.

№10 - эгисхьяльм под названием Hulinhjálmur или же "шлем невидимости". Перевод рецепта по использованию этого става следующий. Вырезать изображение на куске лигнита (бурый ископаемый уголь) и приложить ко лбу, чтобы остался отпечаток - этот отпечаток обводится чернилами, содержащими три капли крови с указательного пальца левой руки, три капли с безымянного пальца правой руки, две капли из правого соска и одну из левого; собранная кровь должна быть смешана с шестью каплями крови из свежеизвлеченного сердца ворона, смешанными с его мозгом и кусочками человеческого желудка. Носитель сего става будет невидим для окружающих.

Разные источники предлагают несколько отличающиеся исполнения Hulinhjálmur, два из них можно рассмотреть на рис. 12.3.1. Судя по всему, правый вариант (т.е. с внутренними многоугольниками - квадратами со скошенными углами) более соответствует аутентичному Шлему Невидимости и является верным.


Рис. 12.3.1 - исполнения эгисхьяльма Hulinhjálmur.


В целом эгисхьяльмы могли чертиться на шлемах, откуда и название «шлем ужаса» (вероятно – на внутренней их стороне, ибо важно было скрыть знак от глаз посторонних), или просто слюной на лбу.

Отдельно автор хочет отметить, что сейчас некоторые эгисхьяльмы называют «Крестами непобедимости», причем разные рунологи называют этим названием разные шлемы ужаса, в частности №7, №8 и №9. Однако большинство авторитетных источников именует «Крестом непобедимости» знак №7.

Знаки №11, №12 и №15 на рис. 12.3 найдены исследователями в вышеупомянутой «Хульде».

№11 – Тьёфастафуp (Thjófastafur) или же «воровской став», его применение так описывается в древнем источнике: «Если хочешь, чтобы кто-то [что-либо] украл, вырежи этот знак на дне [деревянной] тарелки, с которой он ест.» Сегодня зачастую можно встретить информацию, что этот знак помогает найти и поймать вора, по всей видимости, это распространенное заблуждение. Для поимки воров подходят иные виды Тьоваставов, к примеру изображенный на рис. 12.3.1, который следует вырезать на кленовом дереве и положить себе под голову, что бы увидеть вора во сне.


Рис. 12.3.2 Один из Тьоваставов для поимки вора
(собственно став на рисунке – тайнопись, написанная самым крупным почерком в почти полторы строчки, ее и следует вырезать на кленовой деревяшке).


№12 на рис. 12.3 – один из видов т.н. «Завершителей сделки» или Каупалоки, помогает достигнуть удачного исхода коммерческих операций; считается, что традиционно он должен быть вырезан на древесине бука.

№13 – это символ, связанный со сновидениями, при его использовании приснится то, что хочется увидеть.

№14 – магический рисунок, служащий для отражения порч и вредительской магии на нападающего; это неоднозначный случай и читатель еще познакомится с ним ближе, подойдя к рис. 12.6.

№15 – гальдрамюнд из рукописи Kreddur, рецепт к которому переводится так: «Чтобы избежать любого грозящего тебе позора, начерти этот знак слюной у себя на лбу, [действуя] безымянным пальцем правой руки».

№16 – знак с достаточно неординарной функцией: он служит для защиты масла от использования в магических целях. Его название - Smjörhnútur.

№17 – магический рисунок для целебного отдыха, его советуют вырезать на дереве или серебре, как вариант – класть на ночь под подушку или на тело.

№18* – совокупность знаков одними упоминается, как гальдрастав, другими – как гальдрамюнд, автор этой работы не определился с достаточной уверенностью в его классификации. Визуально он ближе к собственно гальдраставам по субъективному мнению автора. Рунологи называют такой рисунок Svefnthorn (Шип сна) и говорят, что его нужно вырезать на дубе и положить под голову того, кто должен уснуть; он не проснётся до тех пор, пока его не уберут.

№19* – графически знак напоминает шлем ужаса и чаще всего люди считают его таковым. Но правильность такой идентификации сомнительна. Символ называется Вегвисир (Vegvisir) — «дорожный указатель», точнее это один из вариантов дорожных указателей, иные версии которых идентифицируются, как гальдрамюнды. Очевидно, что данный символ не симметричен в отличии от прочих эгисхьяльмов, а также функционально ближе к гальдраставам или гальдрамюндам. Подобное положение дел еще более наталкивает на мысль, что Вегвисир - не эгисхьяльм, а гальдрамюнд (а возможно, что гальдрастав). Тут мнения расходятся. Считают, что этот знак позволяет чувствовать направление, находить путь, например в бурю или шторм. Поэтому еще его именуют «руническим компасом», другие современные названия – «компас викингов», «морская руна». Последнее название не должно вводить в заблуждение читателя – это гальдрастав, а не руна в виде отдельного знака футарка.

Вообще один и тот же гальдрастав может иметь несколько разных исполнений, которые порождены в течении долгого времени неточностями копирования, перерисовок, доработками и модификациями знака. Так вышло и с Вегвисиром.


Рис. 12.3.3 Вариации исполнения Вегвисира.


На рис. 12.3.3 видны три вариации исполнения Вегвисира: слева из манускрипта Хульды, посредине из Гальдраквера, справа из исландского магического рукописного сборника Galdraskræða Skugga первой половины ХХ в.

№20* – по имеющимся сведениям это символ, с помощью которого можно вызвать и навлечь на врага злых духов. Для этого знак следует наносить кровью птицы или зверя и прочесть нужные заклинания. Его называют «Stafur til að vekja upp draug», будьте осторожны с ним: не чертите где попало и не произносите название без нужды. Трудно окончательно заключить, гальдрастав это или гальдрамюнд, если тут и есть стилизованные руны – то они изменены до неузнаваемости и намека на их существование по внешнему виду уже не обнаружить.

№21* – т.н. Астрос (Astros), известно, что знак был найден в коллекции, которой владел некий Свенд Грундтвейг, живший в 19-м веке, но еще более ранние свидетелства о таком знаке дошли до нас от известного политика, писателя и скальда, автора Младшей Эдды и множества прочих трудов, Сно́рри Сту́рлусона (1178-1241 гг.), который упоминает о защитных функциях Астроса. Если верить переводам, то Астрос способен защитить от прочих вредоносных гальдраставов и вредительской рунической магии. Сегодня знак советуют наносить на кленовую дощечку или бумагу, начиная с левого нижнего угла по кругу, закончив центральной фигурой в центре, и хранить в доме - это обеспечит защиту дома от негативных магических воздействий вообще. Одни приписывают Астрос к гальдраставам, другие к гальдрамюндам.

Вообще, в истории гальдраставов наибольшее внимание привлекает Исландия. На ее примере можно показательно охарактеризовать развитие и преобразования в искусстве гальдраставов.

Когда начали составлять и использовать гальдраставы, до конца не выяснено, но период их расцвета в Исландии относят примерно к 1000-1750 гг. Материал данной тематики по большей части содержался в исландских книгах по магии 1500-х и 1600-х годов.

Исследователи делят время существования и наибольшего развития германо-скандинавской магии на три периода: язычества, католицизма и Реформации.

В 870-1000 годы исследователи выделяют древний период германо-скандинавской магии. Северные народы тогда поклонялись асам и жили согласно своим традициям и верованиям.

Но уже тогда, к концу IХ в. начался процесс обращения севера Европы в католицизм. Норвежский король Харольд Харфагр (ок. 850 - ок. 933 гг.) из древнего рода Инглингов, легендарно-исторической династии конунгов в Швеции и Норвегии, завоевав обособленные норвежские области, старался укоренить под единой монархией католическую веру.

Исландия стала заселяться в основном бежавшими от Харольда норвежцами и их ирландскими и шотландскими рабами. В таких условиях происходило смешение верований. Кто-то сохранял верность язычеству, кто-то принял католицизм. Люди одного вероисповедания были достаточно терпимы к другой конфессии.

Однако по окончании IX в. Исландии предстояло стать официально католической страной, и на альтинге (аналог парламента в Исландии) в 1000 г. католицизм был признан официальной религией. Жертвы старым Богам были запрещены. Однако на частные практики поклонения запрет не лег, определенные действа из языческой традиции можно было продолжать.

На фоне постепенного роста влияния католической веры исландцы не забывали своей дохристианской культуры.

Стали создаваться школы. Наступил период закрепления устных сказаний, саг и т.п. в виде письменных текстов. Знания по германо-скандинавской традиции начинают переноситься на бумагу, т.е. фиксироваться в книгах. Интерес к культуре, грамотности и развитию был высок, аристократия широко занималась подобными вещами.

Именно в период гармоничного соседства язычества и католицизма активно практикуется род магии, который содержался в т.ч. и в Гальдрабуках.

Примерно в 1118 году Исландию охватывает гражданская война между влиятельными родами при власти, в результате с 1262 года Исландия признала над собою верховную власть норвежских королей и стала платить им налог, а те, в свою очередь, обязались снабжать Исландию определенной продукцией.

В 1397 г. господство над Исландией переходит к датчанам.

А дальше начинается т.н. Реформация – религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII вв., направленное на реформирование католического христианства в т.н. протестанство. Происходит подъем протестантских течений и новый вид христианства получает все большее распространение.

Но это не дало больше свободы в вероисповедании. Наоборот, с реформационными процессами в Исландию приходят жесткие репрессивные меры против недовольных протестанизмом, ересь и колдовство караются смертной казнью. Если при сосуществовании католичества и язычества на руны и гальдраставы смотрели просто с неодобрением, то теперь такие увлечения оказались под полным запретом.

В период католицизма аспект восприятия Дьявола и демонов не был твердо воспринят исландцами. Эти представления не сильно проникали в жизнь людей и магические традиции. Сказывалась географическая обособленность острова от основной Европы. Протестантизм же начинает жестко ассоциировать языческих Богов с демонами.

Надо заметить, что сжигали далеко не всех. Многих просто секли или выгоняли из страны. Если судить по сохранившимся документам, репрессии более коснулись мужчин, нежели женщин, что говорит о большем распространении магии среди мужского населения.

В следствии естественной изоляции Исландии идеи Реформации приживались медленно, но в конце концов они прочно и окончательно укоренились на острове.

На протяжении 1600-х годов начинается спад в экономике страны. Но не смотря на разложение государства, старое литературное наследие Исландии сохранилось и даже распространилось на территорию Дании, где в числе прочих мистических практик, начала изучаться и магия Гальдбрука. К сожалению, в неблагоприятных социальных условиях ряд рукописей оказался утерян безвозвратно.

Тем не менее в этот период (1550 - 1680 гг.) магия гальдраставов активно практиковалась, в Исландии идет развитие течений магического толка.

В 1536 г. родилась Датско-норвежская уния, Исландия оказалась под ней и хотя в 1814 г. уния распалась, Исландия была включена в состав Дании.

С приходом 1940 г. Дания оказалась в оккупации нацистской Германии, потеряв контроль над Исландией. Великобритания в свою очередь захватывает Исландию и в 1941 году передаёт США право оккупации острова.

В 1944 г. Исландия наконец обретает независимость и становится республикой. Эзотерические и мистические практики получают современную окраску.

Если касаться материковой северной Европы, то надо отметить, что в Норвегии было популярным создание личных монограмм из соединенных стилизованных рун, обозначающих инициалы «владельца».

Но подобные соединения рун использовались и в иных целях. Речь о так называемых банд-рунах (band-runir), что в означает «связки рун». Это своего рода праобразы современных рунических вязей. Если в одних связках явно угадываются известные рунические знаки, то расшифровка иных представляется проблематичной. Разумеется, область их распространения не ограничивалась Норвегией.

На рис. 12.4 для примера приведены банд-руны, описанные в книге Л. Кораблева «Графическая магия исландцев»:

а) связка из новоисландских аллографов рун, означающая имя Олаф;
б) комбинация из 6-ти стилизованных банд-рун из поэтического текста, называемого «угрозой-проклятием», что дошел до нас из нескольких рукописей позднего средневековья, рисунки служат для графического усиления «угрозы-проклятия» - автор данной работы настоятельно предостерегает от попыток их изображения и чтения вслух без достаточной причины или ради развлечения, ответственность за их использование на читателе;
в) несколько нерасшифрованных по мнению Кораблева банд-рун (хотя сейчас в интернете можно встретить инструкции к использованию как минимум одной из них – 4-й слева).


Рис. 12.4 Примеры банд-рун.


Рассмотрим, как происходит стилизация банд-руны на примере таковой. Ниже на рис.12.5 вниманию читателя представляется вязка рун, значащая одно из прозвищ Одина "Grimir", под которым тот странствовал среди людей, и один из вариантов ее расшифровки:
а) первая из выведенных предположительных расшифровок этой вязи из книги "Неизвестный Гальдрабук" Грэга Гроуфута;
б) как собственно выглядит оригинальная вязь в более древнем источнике.


Рис. 12.5 Банд-руна "Grimir" - расшифровка по Гроуфту и ее настоящий вид.


Сопоставив элементы банд-рун с аллографами старших и младших рун, читатель может убедиться, на сколько неоднозначно можно толковать стилизованные вязи.

Например в расшифровке "Гримир" от Гроуфта на рис. 12.5 фигурирует одна Раидо. Но рассматривая рисунок, можно также подумать, почему бы ей не быть в двух экземплярах внизу – обычная и зеркально отображенная? Верху может быть младшерунический Манназ, а посередине вертикальной черты-Исы стилизованный младшерунический Кано, обозначающий средь младших рун "г" и ложная кривая. Может быть наоборот – Кано вверху, Манназ посредине. Возможно подразумевается 2 наложенных друг на друга Исы, а может подразумевались одна над срединной кривой, одна ниже. С другой стороны в ставе вероятна лишь одна руна Раидо, т.к. в звук "р" на конце слова может обозначаться Альгизом. Во всех этих случаях выходят разные слова.

Конечно, сузить круг возможных трактовок позволяет датировка и географическое местонахождение артефакта, контекст других изображений на нем, выяснение разновидности использованного футарка по характерным аллографам и пр. факторы. Но в целом многие надписи дают благодатную почву для споров.

Логично, что даже у опытных ученых мнения по подобным расшифровкам расходятся, и при этом исследователю фактически невозможно до конца проверить правильность своего предположения.

Сложная стилизация знака могла помочь скрыть его значение от непосвященных или мистиков-неприятелей. Позже, когда для записей начали использовать перо и пергамент (или бумагу), стилизовать письмена стало проще, чем при нанесении резцами и ножами по твердым материалам, что могло стимулировать развитие стилизации. К тому же руны младших футарков лучше старшего подходят для создания гальдpастафов и банд-рун, т.к. в них более распространены аллографы с одним вертикальным "стволом".

Руны стволами накладываются друг на друга, а боковые резы видоизменяются и могут дополняться "ложными" элементами. Так можно образовывать и вертикальные вязи, и лучи гальдраставов, к которым и вернемся.

Тема о них была бы рассмотрена недостаточно полно, если не разобрать некоторые интересные примеры гальдраставов, выделяющиеся своими особенностями на фоне большинства прочих.

Каждый из ризображенных на рис. 12.6 ставов примечателен по-своему.


Рис. 12.6 Знак Hólastafur, отражатели негативных воздействий и "Руны силы".


Под №1 гальдрастав Hólastafur, с виду напоминающий скорее рисунок некой конструкции, чем печать. Ни рун, ни надписей, ни геометрических фигур в том виде, в каком они характерны для магических печатей, не усматривается. Но все же это древнеисландский гальдрастав и предназначен для "вхождения в холмы" – возможно, имелось ввиду для нахождения полезных ископаемых или пещер. Согласно древнему рецепту для этого следует вырезать изображение на конце рябиновой или дубовой палки, причем она должна быть в виде прута. Затем надо окрасить знак своей кровью, взятой из под корня языка. Для открытия холма нужно стукнуть по холму или камню тем концом палки, где нарисован знак.

Под №2 группа гальдраставов, в современной эзотерике они считаются отражателями порч, сглазов и пр. негативных воздействий магического толка. По Л.Л. Кораблеву перевод классического рецепта звучит так: "Пусть эти знаки, изображенные на телячьей коже, будут у тебя прямо на груди, если ты хочешь вернуть ему назад то, что он послал тебе". Эти ставы можно использовать и по отдельности. Современные эзотерики пишут о различных методах применения этих защитных знаков, выходя за рамки классического способа.

Два знака под №3 – это вариации т.н. Herzlustafir ("Руны силы"). Конечно же, этот символ не является руной, он похож на совокупность стилизованных рун - Альгизов или младшерунических Манназов, в левом символе перекрещивающихся, в правом наложенных стволами друг на друга. Одни советуют рисовать его на глине, дереве или бумаге и носить с собой, другие – слева на груди. Считается, что тогда он способен сделать носителя более мужественным.

Такой знак, как на рис.12.7, не смотря на то, что с виду напоминает шлем ужаса, наносился не на шлем или голову, а на таз для умываний.


Рис. 12.7 Гальдрастав на таз для умываний.


Следующий гальдрастав называется "Зал магических заклинаний" или Galdra-holl (рис. 12.8) из рукописи Хульда. Он служит для защиты себя и помещения, где проводятся опасные магические операции и ритуалы. В Интернете есть рекомендации изготавливать знак на бумаге или дубовой дощечке, также можно встретить советы вырезать его на коже утки-погоныша (водяной пастушок, Rallus aquaticus). Если обратиться непосредственно к переводам рукописи, то в ней содержится именно последний вариант.


Рис. 12.8 Гальдрастав "Зал магических заклинаний".


Galdra-holl примечателен своей сложной структурой и обилием всевозможных элементов, в т.ч. так называемых «ложных литер».
Различные надписи, помимо геометрических фигур, характерны для более поздних гальдраставов и свидетельствуют об успешном сосуществовании, смешении разных мистических традиций, в чем еще неоднократно убедимся далее.

А изображение на рис. 12.9 – одна из т.н. "Печатей Соломона", разные варианты которых найдены учеными в средневековых книгах по гальдраставам. Одно лишь название гальдрастава свидетельствует о синтезе магии северных народов с прочими эзотерическими учениями, среди которых может быть мистическое христианство или Каббала.


Рис. 12.9 Печать Соломона (один из вариантов).


С практической стороны данная Печать Соломона носит защитный характер и ее полное назвнание «Печать Соломона супротив немертвых (undead) и демонов».

На рис. 12.10 яркий образец гальдрастава с элементами, появившимися под влиянием иных, отличных от языческих европейских культур. Он интересен своей структурой, имея некоторое визуальное сходство с каббалистическими печатями. Впрочем, это может оказаться просто совпадением.


Рис. 12.10 Печать Соломона (один из вариантов), или же Vernd – "защита".


В интернете распространена следующая информация. Данный знак именуется "vernd", что с исландского переводится, как "защита". Он защищает от нападений, отравлений и т.п,, например используется для безопастной поездки. Рисуется на бумаге, сначала знаки в центре (слево направо,черточки тоже), потом надпись и кресты (надпись: insigli Sala monis kongr Sonor daui ðЗ kong (непонятный знак и после двоеточие)). Носят с собой, пока необходимо. Когда человек его рисует, также может просить защиты своими словами.

На самом деле это еще одна из нескольких Печатей Соломона, о чем свидетельствует надпись «insigili Sala[крест]monis…». Вероятно, как и прочие Печати Соломона, способен защищать от различных злых духов.

В целом на поздних гальдраставах встречаются мальтийские кресты, обращения к христианскому Богу наряду с упоминанием Асов, надписи на латыни, заклятия из учений, далеких от рунологии.

В этом смысле примечателен став "Vatna-Hlifir", иначе "Водный щит", а точнее две его вариации, что показаны на рис 12.11.


Рис. 12.11 Гальдрастав "Vatna-Hlifir".

Вверху рисунка Vatna-Hlifir более простой, без надписей и некоторых элементов, ниже усложненный вариант с письменами из латинских букв. Эти знаки должны использоваться, как защита от любых опасностей на воде (от утопления, от страха, от нападения и т.п.). Если верить имеющимся источникам, "Водный щит" наносится, начиная с левого закругленного знака, потом 2 прямые линии, далее круг с ответвлениями, и в конце символы вдоль прямых, сначала верхние, потом нижние. Изготавливают на дощечке, которая пребывала некоторое время в воде, и читают хвалебную вису вану Ньерду или своими словами о помощи и защите.

Для справки: виса – это тип стихотворного произведения из скальдической поэзии (разновидности поэзии древней Скандинавии), традиционно имевшая форму восьмистишия; в одних висах восхваляли божеств или обращались к ним, другие имели более бытовое содержание.

Еще одну своеобразную с точками конструкцию гальдрастава можно найти в манускрипте Гальдраквере, страница из которого показана на рис 12.12. Он именуется Stafur gegn galdri.


Рис. 12.12 Страница Гальдраквера с защитным знаком Stafur gegn galdri.


Когда-то автор находил перевод описания к данному ставу, ссылающийся на Л. Кораблева, но он был нескладный, со стилистическими нестыковками и вызывал сомнения в своей правильности. Из него можно было сделать вывод, что эти четыре знака защитят от любого колдовства с четырёх сторон света, если их носить на теле или на любом носителе (глиняном, бумажном, деревянном), причем "нужно иметь этот знак в правой руке в том случае, если вы опасаетесь колдовства". Автор Истории Рунической Традиции затрудняется судить о том, на сколько адекватен приведенный рецепт, т.к. непосредственно в труде Кораблева «Чародейская книжица - Гальдраквер» о данном ставе сказано вот что: «Эти четыре нижеследующих става противостоят всему колдовству (galdri) c четырех сторон света. Носи их на себе.»

Известны гальдраставы, целиком выполненные в виде записанного в одну или несколько строк набора рун и (или) вязей. Одним из таких является Tóustefna, изображенный на рис. 12.13 и предназначенный для отваживания лис.


Рис. 12.13 Гальдрастав Tóustefna.


К подобным можно отнести упомянутый ранее Тьовастав на рис. 12.3.1 и ряд иных гальдраставов.
На рис. 12.14 показан гальдрастав «Супротив гноя в вене», являющийся по сути древнедатским лечебным заклинанием, записанным рунами без особых стилизаций или шифровок.


Рис. 12.14 Гальдрастав «Супротив гноя в вене».


Как видно из рисунка, надпись переводится следующим образом: "Гюриль Раны-копьё, ступай сейчас прочь, ты раскрыт. Тор, да заклянёт (wigia) тебя, (ты) конунг турсов, Гюриль Раны-копьё!"

Автор решил дословно привести пример использования данного гальдрастава со слов свидетеля такого случая:

«...заклинание было бесхитростно написано ручкой на бумаге, так как приводится в "Рунологии" ["Рунология", Л.Л. Кораблёв], также на бумагу были нанесены выделения из раны*. С транскрипцией и произношением были затруднения, поэтому проговаривался заговор на русском языке. Бумажка сжигалась, пока она горела, дымом окуривался пораженный участок тела и проговаривался заговор. Пепел засыпался в рану, никакой повязки. Процедура проводилась на ночь перед сном. Наутро после первого применения результат порадовал - опухоль спала, покраснение прошло, рана подсохла. Процедура проводилась всего 3 дня на ночь перед сном - уже после 2-го применения площадь раны заметно уменьшилась, есть тенденция к смыканию краев, нагноения нет, рана сухая. Спустя [примерно] две недели рана почти затянулась.

[Примечание:] как сообщает источник, большая и глубокая рана на ноге с ровными краями, швы не накладывались, хотя тут же добавляет, что пациент при такой ране не сидел на месте и был гиперактивным. Первоначально для лечения ранее применялся "Пантенол" (обычно дающий отличные результаты при лечении ран большой площади), перекись водорода для обработки, стрептоцид и д'арсанвализация. Никакой положительной динамики (весьма вероятно, что из-за отсутствия режима) в течение 2.5 недель не наблюдалось - рана вяло гноилась, мокла, края опухли, вокруг обширное покраснение, но болезненных ощущений по словам пациента не было.»

Источник информации по испольозванию гальдрастава – тема «Графическая магия» в обсуждениях языческой группы :::::: РУНЫ :::::: в соцсети «Вконтакте», запись от 31.01.2016 2:06 (ссылка на запись https://vk.com/topic-2181209_31087652?post=19245).

Вдаваться в стилистические подробности внешнего вида гальдраставов можно очень долго, это займет огромный объем текста и достойно отдельного научного труда. Однако представители практически всех типов гальдраставов так или иначе обозначены в данной главе и этого вполне достаточно для общего теоретического представления о них.

До наших дней дошел обширный ряд средневековых историй об использовании гальдраставов.

К примеру история под названием "Красный бычек", где рассказывается, как некий работник Бьярни неудачно вызвал духа усопшего, тот оказался сильней и стал изводить семью Бьярни. Работник был вынужден обратиться за помощью к "знающему человеку", и тот дал Бьярни листок со ставами. С листком следовало отправиться в церковь и стоять у алтаря. Когда Бьярни обступят призраки, ему наказано было не отходить от алтаря, что б они не делали. Затем должен был появиться гигантский красный бык и попытаться сунуть язык между алтарем и Бьярни. Тогда следовало прилепить лист с символами быку на язык и усопший оставит Бьярни и его семью в покое. Бьярни последовал наставлениям "знающего человека", сумев исполнить их. И призрак перестал ему досаждать.

Еще одна история, дошедшая из старины - "О Чаро-лейфи", в которой некий колдун послал призрака девушке, отказавшей ему в женитьбе, что б тот ее замучил. Но ей помог сам Чаро-лейфи. Из травы "демоногон" он скрутил защитные ставы и с помощью них сделал так, что призрак не добрался до девушки и она была спасена.

Подобных историй множество, они также открывают нам различные стороны искусства гальдраставов, в частности способы их использования.

В данном кратком экскурсе по практике, теории и истории гальдраставов выделен ряд основных характерных черт в внешнем виде, исполнении, применении, типах гальдраставов. Но многое осталось как за пределами известного, так и за пределами исторической направленности работы.

Читатель мог заметить, что в описании практических методов применения символов внимание зачастую обращается на то, что "другие так считают" или "рекомендуют". Ибо лично автор этой работы гальдрабуки не переводил и использовал чужие переводы. Многое дорабатывалось после сверки с несколькими различными источниками. К тому же работы с печатями, как и прочие действа мистического толка, всегда имеют долю индивидуальности в практике любого мага, и это следует учитывать.

Достоверных сведений о гальдраставах меньше, чем о рунах, и для независимого, непредвзятого их изучения необходимо ехать в Исландию. Все же искусство использования гальдраставов, пусть и видоизмененное, продолжает свой путь, а значит традиция не угасла. 
Категория: История рунической традиции | Добавил: Ваавит (05/11/2015) E W
Просмотров: 2841 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 1
avatar
1 Ваавит • 08:44, 29/11/2016
В фрагменте "Дополнение №1" внесены следующие правки.
_________________________________________________

* Доработано общее описание гальдраставов, добавлено сравнение гальдраставов древних и современных.

* Исправлено и дополнено описание к гальдраставам "мятт", "мегин", "Thjófastafur", "гальдрамюнд для избежания позора", "Vegvisir" на рис. 12.3, в описаниях даны дополнительные иллюстрации.

* Исправлено и дополнено описание к гальдраставам "Galdra-holl", двум Печатям Соломона и "Stafurgegn galdri".

* Добавлена информация по гальдраставу "Супротив гноя в вене" и описание одного из случаев его использования.

* Проведены стилистические исправления, изменены номера некоторых рисунков исходя из текстовых изменений (добавлений и перестановок); сделан ряд правок по орфографии и пунктуации.
avatar
Вход на сайт
Поиск
Блок Меню
Школа Рунической Магии


Наши партнеры и проекты




ДРУЗЬЯ, ЕСЛИ ВЫ Повстречали БИТУЮ ССЫЛКУ СООБЩИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ОБ ЭТОМ ИСПОЛЬЗУЯ ФОРМУ НА ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЕ (СПАСИБО)

© 2024 (О.Х.З.) Орден Хранителей Знаний • Все права защищены • При копировании любых материалов, либо их фрагментов ссылка на сайт обязательна.

Используются технологии uCoz


"Феникс в хрустальной темнице"

< Включить мобильный режим >